Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны. Они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам. Учитывая это обстоятельство, на базе гимназии № 1 им. К. Калиновского состоялся семинар «Формирование экономической культуры как элемент патриотического воспитания молодежи». Форма мероприятия оказалась интересной и современной – телемост.
По разные стороны экрана в своих импровизированных студиях собрались люди неравнодушные, заинтересованные, хотя и с разным жизненным опытом, но с огромным желанием обсудить вопросы экономической культуры, поделиться знаниями, высказать мысли вслух. В Минске – студенты и преподаватели Белорусского государственного экономического университета, представители школ г. Дзержинска. В Гродно – выпускники школ, преподаватели Гродненского института развития образования, представители школ г. Волковыска, г. п. Красносельский. В Свислочи – выпускники гимназии, СШ № 3, представители отдела образования, учителя из Берестовицкого района.
Состоялся конструктивный диалог по вопросам экономической культуры и воспитания, что сейчас является актуальным и востребованным. В современном обществе у подрастающего поколения резко возрастает необходимость в экономических знаниях. Неподготовленность к рыночным отношениям, низкая экономическая грамотность порождают потребность в формировании экономической культуры прежде всего у школьников. Они должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, обладать деловыми качествами. От уровня развития экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества. Это во многом будет определять уровень благополучия и благосостояния самого человека. Вот поэтому необходимо воспитать и обучить «новых» людей, которые уже в школе имели бы представление о законах экономики. Недаром одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным».
Возникает вопрос: где современному школьнику получить хорошие знания по экономике? Безусловно, основы экономических знаний, экономической культуры закладываются еще в школе на уроках географии, обществоведения, информатики, математики, а также на информационных и классных часах. Полученные знания станут тем фундаментом, на котором будет базироваться дальнейшая деятельность в этой сфере. До сих пор суть экономических знаний сводилась лишь к формированию привычки экономить. У подрастающего поколения воспитывалось бережное отношение к воде, хлебу, электроэнергии. Но этого уже недостаточно. Переход к рыночной экономике требует иной подготовки школьников. Хорошие экономические знания укрепят экономическую культуру личности. Они повысят шансы школьника на успех, позволят занять активную гражданскую позицию, расширят диапазон применения его способностей, обеспечат развитие экономического мышления.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, как их зарабатывают, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Во многих областях нашей республики существуют ученические бизнес-компании, что и создает определенные возможности для профессионального самоопределения. Так, в Минской области успешно работают и реализуют свою продукцию «Калейдоскоп», «Перспектива». Одни специализируются на дизайне открыток, буклетов, другие выращивают рассаду, овощи для населения. Бизнес-компания на базе СШ № 2 г. Дзержинска работает с деревом и делает канцтовары. Школьные бизнес-компании в будущем сыграют положительную роль. Выработается определенная система ценностей и побуждений к хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности. Все это и есть экономическая культура.
Слушая вопросы и ответы выпускников, понимаешь, что они заинтересованы в экономической стабильности и своего государства, и своей личной. Их волнуют искусство ведения хозяйства в масштабах государства, нормы, законы, регулирующие экономику, молодежное предпринимательство.
И это не случайно. Наш выпускник пока еще школьник. Но он уже в преддверии взрослой жизни. А вот станет ли он настоящим, рачительным хозяином? Пока ответить сложно на данный вопрос. Ведь источники информации у них, с моей точки зрения, не очень-то и глубокие. Не совсем основательные.
Газеты, журналы, интернет, радио. Здесь нужны научные дисциплины, которые занимаются изучением национального хозяйства в целом. Ребята сами все это понимают и поэтому предлагают ввести в школьный курс предмет «Экономика», а чтобы был стимул – и экзамен по данному предмету.
Приятно осознавать, что современное поколение молодых людей способно активно принимать участие в построении цивилизованного, с точки зрения экономики, государства. Ребята понимают, что сильная экономика страны – это ее мощь, ее могущество на мировом рынке, а экономическая культура – язык, на котором идет общение людей во всем мире. Идет через конкретную деятельность, целенаправленную и перспективную. И здесь ярко могут проявиться и экономическая культура, и четкая гражданская позиция личности. Одним словом, молодой человек в своей стране с блестящими экономическими знаниями не просто хозяин, а хозяин-патриот. Хозяин с ответственным экономическим поведением.
И вот теперь слово за современной школой, за теми знаниями, которые она сумеет дать. Этого хотят те, кто в скором времени станут субъектами экономической деятельности. В их руках стабильность экономики и благосостояние нашего общества. Об этом и шла речь выпускников Свислочи, Гродно, со студентами и преподавателями экономического вуза г. Минска.
Валентина ХАМЧУК