
Да, у Маркеса не было «Мерседеса», но была Мерседес! У него была любовь и талант, и они никогда не был одинок. Но его «Сто лет одиночества» и сейчас занимают шестую строчку в списке самых продаваемых книг по версии USA Today, а другой роман – "Любовь во время чумы" - четвертую.
Писатели могут жить и после смерти! Так и случилось с человеком, которого некоторые называют последним писателем цивилизации… В четверг, 17 апреля, в возрасте 87 лет скончался Габриэль Гарсия Маркес, колумбийский писатель-прозаик, мастер "магического реализма", журналист и лауреат Нобелевской премии по литературе. Маркес – один из самых продаваемых авторов в XX веке. Его имя стало известно далеко за пределами родной Колумбии, после того как в 1982 г. он получил Нобелевскую премию "за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента". Его также называют самым великим колумбийцем всех времен.
Маркес открыл нам магический реализм. Он так и вошел в историю литературы как первооткрыватель этого жанра. И думаю, на нем этот жанр и закончится – вряд ли найдутся достойные последователи. Но погружаться в «магический реализм» будут читатели! А почему реализм не должен обладать магнетизмом? В нем есть нечто совсем экзотическое, неназываемое и в то же время имеющее характер проникающего в душу свечения, создания в ней «особого мира», который, даже будучи хуже, все равно кажется лучше. Потому что там, в этом вымышленном мире, твоя душа живет – в отличие от нашей повседневной, не магической реальности, где душе и скучно, и тесно!
Маркес раскрыл мир латиноамериканского капитализма во всем его тропическом «цвете» - с запахом гнильцы. Он был человеком левых убеждений, другом СССР, толерантно относился к Сталину. Он даже специально посетил мавзолей, когда там еще лежал Иосиф Виссарионович. Маркес не любил диктаторов, но он также не любил и либеральных рабовладельцев. Он был настоящий коммунист. Такой, наверное, как Фидель Кастро, с которым дружил всю жизнь.
Но главное, он сказал следующую крылатую фразу: «Я не ношу шляпу, чтобы ни перед кем ее не снимать!». И, слава Богу, что эта фраза разошлась миллионными тиражами! Писательскими – которым верят.
Вадим Елфимов.