banner
Нужно любить то, что преподаешь
12:49 03 Февраля’14
2218
Нужно любить то, что преподаешь29 января в школе искусств прошел финал районного конкурса «Учитель года-2014». Конкурс объявляется Министерством образования Республики Беларусь  и проводится в целях выявления, обобщения, распространения опыта работы талантливых, творчески работающих педагогических работников Беларуси. Он проходит в четыре этапа.
Первый этап прошел на базе учреждений образования и включал в себя два тура: заочный и зональный. Учителя готовили самопрезентацию, методическую разработку урока, обобщали опыт педагогической деятельности. Также каждым участником был проведен урок в незнакомом классе и дан самоанализ урока.
Нужно любить то, что преподаешьВ финал (второй этап) вышли 7 педагогов: Владимир Иванович Евчиц – в номинации «Начальные классы» (СШ № 2 г. Свислочь), Татьяна Николаевна Рудыка – в номинации «Воспитатель дошкольного образования» (детский сад № 2 г. Свислочь), Ольга Александровна Лысевич – в номинации «Музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка» (Корнадский детский сад-средняя школа), Ольга Владимировна Здановская – в номинации «Физика, астрономия, математика, информатика» (гимназия № 1 г. Свислочь), Ирина Викторовна Прокопович – в номинации «Русский язык и литература, белорусский язык и литература» (СШ № 2 г. Свислочь), Марина Иосифовна Орел – в номинации «Физика, астрономия, математика, информатика» (СШ № 2 г. Свислочь), Наталья Ивановна Здрадовская – в номинации «Иностранный язык» (Порозовская СШ). По итогам заочного и зонального тура они набрали наибольшее количество баллов.
Под аплодисменты зрителей на сцену поднялись победители первого этапа конкурса, люди, которых объединила любовь к детям, преданность своему делу, постоянный творческий поиск.
Нужно любить то, что преподаешьВедущие представили членов жюри, куда вошли представители отдела образования, спорта и туризма райисполкома.
И конкурс начался…
Ведущий объявляет первое финальное испытание – «Публичное  выступление на заданную тему». Каждый из участников за 3 минуты должен был озвучить одну из выбранных накануне тем. Жюри оценивало актуальность педагогической идеи, авторское раскрытие, форму презентации, риторическое мастерство, артистизм, эстетичность и целостность выступления.
Нужно любить то, что преподаешьВ. И. Евчиц убеждал присутствующих в верности слов В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Владимир Иванович уверен, что «счастье учителя в его учениках». Безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимательность, умение верно оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант делает труд учителя неоценимым. Учитель формирует человека, в руках которого будущее страны.
С высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать» Т. Н. Рудыка полностью согласна. По мнению Татьяны Николаевны, главное правило воспитания – принцип золотой середины. Воспитание – это творческий процесс чуткого понимания и реагирования именно в определенный момент нужным словом, делом, взглядом или даже молчанием.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность», – так считал Дж. Б. Шоу. И О. А. Лысевич на примере притчи смогла подтвердить правильность этого высказывания. Именно деятельность явилась единственным звеном к познанию неизвестного в приведенном примере. Она уверена, что учитель должен создавать мотивацию для активной деятельности учащихся. Своих учеников она призывает быть деятельными в том, что им интересно, в том, в чем они чувствуют себя комфортно, в том, в чем они по-настоящему счастливы – и тогда в этой жизни можно познать многое, и знание это сделает человека еще более счастливым.
Нужно любить то, что преподаешьТема «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег) была выбрана для публичного выступления О. В. Здановской. «Надо научить школьника добывать знания собственными силами», – считает педагог. Для этого она использует в своей работе педагогическую технологию «Перевернутый класс». Этот вид обучения позволяет направить ученика, а не давать готовый ответ. В «перевернутом классе» ученики не двигаются дальше, если они не продемонстрировали достаточное владение и понимание того, что им нужно было усвоить при работе дома.
«Плох тот учитель, который не учится или учится совсем мало». Это высказывание М. Горького –  тема выступления И. В. Прокопович. Педагог представила презентацию, где указала качества, которыми должен обладать хороший учитель. По словам Ирины Викторовны, учитель должен учиться постоянно, и не только у профессионалов, но и у тех, кого он учит. «Каб з карысцю вучыць іншых, трэба вучыцца самому да старасці», – отметила педагог в конце выступления.
Нужно любить то, что преподаешьВ. А. Сухомлинский считал: «Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая». М. И. Орел представила свое рассуждение на эту тему. Она уверена, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Марина Иосифовна считает, что у нее в жизни была настоящая школа, потому что у нее есть любимый предмет. С теплотой педагог  вспомнила свою школу и учителей, которые привили ей эту любовь.
Н. И. Здрадовская представила свое выступление на тему «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику». Так считал Р. У. Эмерсон, так думает и Наталья Ивановна. Главный принцип ее педагогической деятельности – доверительное и уважительное отношение к ученикам, доброта и щедрость во взаимоотношениях. Она всегда старается пробудить любовь к мировой культуре и заботится об обогащении духовного мира своих воспитанников.
Во втором туре конкурса участники должны были представить свои системы педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю…» Жюри учитывало актуальность, новизну, системность, целостность, эффективность, перспективность, логичную четкость и речевое оформление педагогической практики.
В. И. Евчиц разработал свою систему работы над словарными словами и  продемонстрировал ее в действии.
Т. Н. Рудыка использует в своей практике технологию личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. Она составила формулу успеха и на конкретных примерах раскрыла все ее составляющие. «Рекомендую ее применять, чтобы успешными стать», – сказала Татьяна Николаевна.
О. А. Лысевич использует в своей работе индивидуальные методы. Она считает, что творчество – это не врожденный талант, успех зависит от каждодневного кропотливого труда.  Мотивацию к труду повышает с помощью простых слов. Как результат этой работы –  коллекция платьев из льна, представленная на суд зрителей ее учениками.
О. В. Здановская  создала свой блог в интернете для реализации познавательной деятельности. Благодаря этому есть возможность участвовать в дистанционных фестивалях, исследовательских конференциях. Она стремится «стать новым учителем в новой школе».
И. В. Прокопович наглядно продемонстрировала, как использует в своей работе многомерную дидактическую технологию.
М. И. Орел рассказала, какие компьютерные технологии использует в обучении учащихся и какие результаты они дают.
Н. И. Здрадовская поделилась методами и приемами, которые помогают добиться успеха на уроке. И на каждом занятии она убеждается в правильности выбора своего педагогического кредо – «Обучая детей – учись сам».
Атмосферу праздника на конкурсе создавали учащиеся школ г. Свислочь, которые подготовили небольшой концерт для своих любимых педагогов.
И вот оглашаются результаты конкурса. Жюри было сложно выбрать лучших из лучших. Победа досталась сразу троим – О. А. Лысевич, В. И. Евчицу и О. В. Здановской. Им и представлять наш район на областном этапе.
Начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома Б. Б. Киселевский поздравил конкурсантов, вручил им дипломы и ценные подарки, а также пожелал успехов в областном этапе конкурса.  К поздравлениям присоединился председатель Свислочской районной организации белорусского профессионального союза работников образования и науки В. Э. Скаскевич. Он уверен, что наши педагоги везде будут выглядеть достойно и пожелал победы на областном этапе. Слова поздравлений, цветы и подарки получили в этот день конкурсанты и от своих коллег, которые все это время поддерживали их в зале.
Людмила БАЛЫШ.
Григорий ШИРЯЕВ (фото).
На снимках: участники конкурса О. А. Лысевич, М. И. Орел, В. И. Евчиц, И. В. Прокопович, О. В. Здановская, Т. Н. Рудыка, Н. И. Здрадовская; О. В. Здановская о «перевернутом классе»; Н. И. Здрадовская делится приемами достижения успеха; В. И. Евчиц демонстрирует свою разработку; О. А. Лысевич показывает коллекцию нарядов из льна; музыкальный подарок учителям.

Текст: admin

Предыдущая статья

КОНКУРС: «Спасатели глазами детей»