В текущем году в некоторых районах Гродненской области выявлены факты заболевания свиней африканской чумой. Это обстоятельство повлекло за собой принятие ряда мер, направленных на предотвращение распространения указанного заболевания, что вызвало определенные негативные отклики среди населения, преимущественно сельского, занимающегося выращиванием свиней в личных подсобных хозяйствах.
За разъяснением отдельных вопросов, касающихся ответственности за невыполнение предъявляемых требований ветеринарно-санитарного законодательства, редакция обратилась в прокуратуру Свислочского района.
В связи с неблагоприятной обстановкой, ставящей под угрозу свиноводческую отрасль сельского хозяйства, на республиканском уровне реализован ряд инициатив, направленных как на законодательное урегулирование данных вопросов, так и на предоставление ряда полномочий для решения возникающих проблем на местах.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2013 №758 «О дополнительных мерах по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других опасных заболеваний животных» установлено, что руководство и координация работы на республиканском уровне по локализации последствий эпизоотической ситуации, связанной с ликвидацией африканской чумы свиней и других опасных заболеваний животных, осуществляется Республиканским штабом. В районах созданы аналогичные районные штабы, которые возглавляются председателями райисполкомов.
Постановлением предусмотрено, что при проведении ветеринарного мониторинга уполномоченные органы вправе проводить подворный обход в целях осуществления надзора в области ветеринарии. На период острой эпизоотической ситуации Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству здравоохранения, Министерству торговли, Государственному комитету по стандартизации предоставляется право назначения и проведения внеплановых тематических проверок. Кроме того, постановлением утверждены ветеринарно-санитарные правила и другие нормативные акты, предусматривающие первоочередные мероприятия по ликвидации африканской чумы свиней и недопущению ее распространения на территории Республики Беларусь.
Принятие комплекса мер позволило сдержать распространение указанного заболевания и недопущение его занесения на территорию нашего района.
Вместе с тем подворный обход представителями уполномоченных ведомств вызывает ряд необоснованных возмущений со стороны местного населения, несмотря на общереспубликанское значение указанной проблемы. В отдельных случаях уполномоченным должностным лицам препятствуют в осуществлении ими своих обязанностей, при этом нередко доходит до оскорблений. Дабы избежать определенных «трений» с Законом, следует напомнить содержание отдельных статей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, согласно статье 23.2 воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, согласно статье 23.4 КоАП Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.
Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (статья 23.5 КоАП РБ).
Таким образом, «охрана» от чужих глаз поросенка может обойтись владельцу в кругленькую сумму.
Конечно, следует отметить, что такие меры будут применяться в крайних случаях, при отсутствии возможности их урегулирования в добровольном порядке.
Также следует отметить, что п. 20 «Ветеринарно-санитарных правил содержания продуктивных животных в личных подсобных хозяйствах» запрещается содержание свиней физическими лицами в личных подсобных хозяйствах граждан в радиусе не менее пяти километров от свиноводческих ферм и комплексов. Таким образом, в ряде близлежащих к свинофермам деревень поголовье свиней, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, подлежит ликвидации. На сегодняшний день эта проблема является особенно злободневной для окрестных населенных пунктов свинофермы «Рудавка» ОАО «Акр-Агро», крестьянско-фермерское хозяйство А. Паца и свиноводческого комплекса ОАО «Хоневичи».
Невыполнение требований ветеринарных правил может повлечь административную ответственность в зависимости от характера нарушений. Согласно статье 15.38 КоАП Республики Беларусь нарушение ветеринарных, ветеринарно-санитарных или зоотехнических правил влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин. Hарушение правил карантина или иных карантинных ограничений, направленных на борьбу с заразными болезнями животных, либо несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Уклонение от проведения обязательных мероприятий (исследований, иммунизации, обработок) по предупреждению болезней животных либо нарушение сроков их проведения – влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин. Неоказание ветеринаром помощи больному животному в случае, если такая помощь является обязательной в соответствии с ветеринарным законодательством, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Предписания и административные протоколы рассматривает административная комиссия Свислочского районного исполнительного комитета.
Кроме того, нарушение ветеринарных или зоотехнических правил, повлекшее по неосторожности распространение заразных болезней животных либо причинение ущерба в крупном размере, влечет за собой уголовную ответственность по ст. 284 УК Республики Беларусь и наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или без лишения.
Владимир ЛАВРЕНТИК,
заместитель прокурора района.