banner

«Стволовые» клетки для современной экономики

13 Октября’13
995
«Стволовые» клетки  для современной  экономикиКак известно уже всем и каждому, Беларусь строит инновационную экономику. Во всяком случае, это – наша задача на среднесрочную перспективу. Задача наиважнейшая – без ее решения индустриальная Беларусь, заслуженно обретшая славу «сборочного цеха СССР», не перенесет добрую традицию в 21 век и не станет «силиконовой долиной» Евразийского союза. Именно поэтому, несмотря на мировой кризис, на сложную международную обстановку и множество насущных потребностей был у нас организован  первенец будущих белорусских лабораторий нана-знаний  Парк высоких технологий. Название это звучит не столь романтично, как долина, но что поделать! С одной стороны, это термин вполне официальный: название специального налогово-правового режима, целью которого является создание благоприятных условий для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. А с другой стороны, это значит, что от чистой романтики мы уже перешли к прагматике. И практическому выращиванию из Парка высоких технологий, как из пробирки, «стволовых» клеток нашей будущей, самой современной экономики.
Сегодня Парк высоких технологий уже далеко не эмбрион.  Он — один из ведущих инновационных IT-кластеров в Центральной и Восточной Европе. В составе Парка около 200 компаний-резидентов, общая численность сотрудников более 13500 человек. Привлекательность Парка заключается не только в налоговых льготах, но и в знаниях, инновациях, а также высококвалифицированных специалистах. Белорусские специалисты участвуют в IT-проектах любой сложности, начиная с системного анализа, консалтинга, подбора аппаратных средств и заканчивая конструированием и разработкой сложных систем.
А это значит, что уже сегодня нам нужно ставить амбициозные научно-производственные цели. Помните, как говорилось в одном кино, ставшем классикой: «Не пора ли нам, друзья, замахнуться на нашего дорого Вильяма Шекспира?!» Вот и нам впору немного переиграть сей риторический, но весьма актуальный вопрос-призыв: не пора ли нам, действительно, замахнуться на самого Нобеля и его премию? Ведь инновационная экономика строится на новых знаниях. Без них она – всего лишь средство добывания средств – прошу прощения за каламбур!  – на покупку иностранных лицензий.
Кстати, как раз в эти самые дни Нобелевский комитет присуждает завещанные изобретателем-бизнесменом премии в области естественных наук, и, поверьте, в отличие от премий в области литературы, и уж тем более премии мира, здесь почти нет (ну разве что самую малость!) политики и прозападного пиетета.
Тем паче, нынешние лауреаты, а точнее, их открытия имеют прямое отношение к «силиконовым долинам» вообще и, стало быть, к нашей долине – в частности.
Итак, Нобелевская премия по химии в этом году досталась Мартину Карплусу, Майклу Левитту и Арье Уоршелу за создание методов компьютерного моделирования молекул и их реакций. Несмотря на название номинации, в этой области помимо химии пересекаются и физика, и биология с медициной, и даже информационные технологии. Как появилось это направление в науке и почему Нобелевский комитет решил отметить его пионеров?
Моделирование молекул позволяет рассмотреть или просчитать их поведение в самых тонких деталях, которые не доступны никаким экспериментальным наблюдениям. Моделирование, например, открывает взору исследователей промежуточные соединения, которые в реальности существуют в масштабе даже не нано-, а пикосекунд. Кроме того, моделирование, в принципе, способно в мельчайших деталях предсказывать, как будут взаимодействовать молекулы, которых пока вовсе не существует в природе, например, еще не синтезированные лекарства.
Кстати, одна из первых компьютерных программ, которая позволила моделировать именно полимеры, была разработана еще в СССР! Конкретно,  в Институте прикладной математики, нынешнем институте Келдыша. Ее автором стал тогдашний аспирант Николай Кириллович Балабаев, это была его кандидатская диссертация. Сейчас он работает в Пущино, заведует лабораторией молекулярной динамики. Как видим, Нобелевский комитет совсем не спешит раздавать премии, особенно нашим ученым. И это при том, что ныне, в 2013 году, ознаменованное и увешанное теперь лаврами открытие позволяет неимоверно ускорить работу всех компьютеров в мире. И в нашем Парке высоких технологий – тоже!
Зато в области физики Нобелевский комитет в этом году сработал супер-быстро! Нобелевскими лауреатами по физике стали Питер Хиггс и Франсуа Энглер. Их выбрали за теоретические работы, в которых описано, каким образом у элементарных частиц появляется масса и как слабое поле перестает быть похожим на электромагнитное. Ключевую роль в этом процессе играет знаменитый ныне бозон Хиггса – мельчайшая элементарная частица – существование которого окончательно подтвердили всего лишь этой весной в коллайдере. А в октябре 2013 года – Питеру Хиггсу и Франсуа Энглеру присуждается Нобелевская премия:  невиданная оперативность!
Так что ждем наших, белорусских Нобелей. Их приход не за горами…
Вадим ЕЛФИМОВ.

Предыдущая статья

И рукоплещет восхищенный зал