banner

Остались добрые воспоминания

01 Октября’13
1397
Остались добрые  воспоминанияИрина Александровна Шишко нынче будет встречать сразу два праздника: День пожилых людей, а чуть позже – День учителя. За спиной у нее 40 лет учительского стажа, 25 лет пропагандистской работы и без малого восемь десятков лет жизни. Так что к обоим праздникам она имеет прямое отношение. Но, несмотря на свои годы и болезни, Ирина Александровна полна бодрости, собрала неплохой урожай со своих грядок, держит козочку, курочек и вполне довольна жизнью.
Но давайте начнем издалека. Было у отца три сына. Все парни бравые, красивые, да не очень богатые. Всего по гектару земли на душу приходилось. И тогда один из них, Георгий, решил поехать в Америку, чтобы денег заработать. Поехал. Заработал. А в ту пору другой брат, Александр, невесту себе нашел, красавицу Оленьку. Вот Георгий и решил сделать ему царский подарок – купить дом в Гончарах на хуторе Бабок. Вскоре привез Александр сюда свою красавицу жену, и стали они жить-поживать. Родились у них дети: две дочери и сынок. Ирина в семье была старшенькой.
Детство было светлым, хлеба и к хлебу на столе было вдоволь. Отец был очень трудолюбивым, да и мама тоже. Три коровы держали, хозяйство большое. И вниманием дети не обижены были, теплом родительским согреты, любовью и заботой. И все бы хорошо, если бы не война…
Иринка на ту пору успела первый класс закончить. Ей уже и книжки во второй купили: арифметику и книжку для чтения «Зорачку». А тут немцы пришли, приказали сжечь все советские книги. И сгорела в огне новая «Зорачка», и горючими детскими слезами было полито то пепелище.
Немцы, видя, какой хозяйственный и толковый хозяин Александр Воронецкий, решили назначить его солтысом. Он отказывался, даже подписи собрал, что люди не хотят его, но немцы решений своих не меняли. Пришлось отцу быть солтысом.
В 44-м пришло освобождение, и отец ушел на фронт. Слава Богу  через год вернулся, а в 48-м его посадили в тюрьму за то, что был солтысом.  
К тому времени Иринка выросла, закончила десятилетку и поехала поступать в Барановичский учительский институт на естественно-географический факультет. Успешно поступила и доучилась до первой сессии. А потом ее вызвали к ректору.
– Где твой отец? – прозвучал, как выстрел, вопрос.
– Он сидит, – еле слышно выговорила девушка.
– Вам придется оставить институт, – коротко сказал ректор.
Она заплакала, стала просить, чтобы оставили:
– Я не хочу уходить, оставьте меня, пожалуйста, я хочу учиться.
– Вам придется оставить институт, – повторил ректор и отвернулся к окну, дав понять, что разговор закончен.
Ирина вернулась к маме. Без отца было тяжело. Особенно маме, которая изо всех сил старалась прокормить детей.
Ирину взяли в школу пионервожатой, потом она учительствовала в вечерней школе. Видя упорство и способности девушки, ее поставили на замену декретного отпуска заведующей начальной школой. Ирина прекрасно справилась, под ее руководством школа обновилась, стала лучше, чем была. Потом стала Ирина преподавать географию, а заодно и физкультуру. Затем способная девушка с успехом преподает в Тиховольской школе, потом в Полонковской.
Встретила суженого, влюбилась, вышла замуж. Стала работать в Дворчанской школе.
В 1960 году поступила на заочную форму обучения в Гродненский сельхозинститут. Училась, успешно закончила и продолжала работать в школе.
Как-то приехал в школу заведующий роно, спросил у директора: «Почему ваша Шишко не поступает в пединститут? Она, что, не может учиться?» «Она ничуть не отличается от других учителей, – ответила директор, – а некоторых даже превосходит по знаниям и методам преподавания». Но Ирина, узнав про этот разговор, решила для себя, что будет снова учиться. Она без труда поступает в Минский пединститут имени Горького на биологический факультет. Все экзамены сдавала досрочно, не дожидаясь сессий. Учеба давалась ей легко, она поглощала знания и делилась ими со своими учениками.
Закончив институт, вела в школе ботанику, зоологию, биологию, химию, географию. А кроме того, успевала вести пропагандистскую работу в колхозе им. Ленина.
Бежали, летели годы, оставляя на густых волосах серебристый цвет. Все уже позади, остались лишь воспоминания, а они такие добрые, такие светлые, что и жить с ними легче.
Каждый год ко Дню учителя ее приходят поздравлять ученики, приглашают на школьный концерт. А несколько лет назад собрался один из ее выпусков и пригласил любимую учительницу на встречу. Как она была счастлива, как радовалась вместе со всеми! А на память осталась фотокарточка.
Она любит вспоминать своих бывших учеников, радуется их успехам. С теплотой говорит о Николае Желудеве, Жанне Степанюк, Светлане Кревчик, Светлане Смолей и многих других мальчишках и девчонках, которые когда-то заменили ей собственных детей.
Ей очень трудно было расставаться со школой, первое время не могла смотреть, как дети бегут на занятия, а потом привыкла.
Ирина Александровна не любит унывать и смотрит на жизнь с оптимизмом. А оптимисты, как известно, живут долго!
Ядвига КОБРИНЕЦ (текст и фото).

Предыдущая статья

Пламя над Неманом