
Она старейший работник потребкооперации и первая, кому присвоено звание «Мастер-кондитер», причем она не имела специального образования. А после еще и сама стала обучать молодежь премудростям кондитерского дела. Почему так? Возможно, дело в генах и в настойчивом характере.
Ее отец, еще будучи подростком, обучался поварскому делу у графа Толочко в Вердомичах.
– Пришел первый раз в поместье, – рассказывает Ромуальда Иосифовна, – а его заставили печи топить, чаны мыть. На следующий день он и не пошел туда. «Я не на такую работу нанимался», – обиженно промолвил он, когда за ним приехали. «Пока ты не научишься эту работу делать, из тебя настоящего повара не получится», – ответили ему. С тех пор он понял, чтобы стать настоящим мастером, нужно уметь делать черновую работу.Этот урок на всю жизнь усвоила и Ромуальда Иосифовна.
Но вернемся к ее отцу. Получив азы поварского дела, он отправился в Москву, где устроился поваром к инженеру царской железной дороги. Потом он встретил необычной красоты девушку. Юлия приехала в Москву из Кракова погостить к родственникам. Достаточно было одного взгляда, чтобы между ними вспыхнуло крепкое чувство. Любовь сохранилась несмотря на расстояния и разницу в возрасте (девушка была на 14 лет младше своего суженого). Спустя время в Кракове они обвенчались, а потом Иосиф Миклашевич увез красавицу-жену в Москву. Там у них один за другим родились сын и дочка. Семья переехала в Ленинград, где появились на свет еще двое детей: сын и дочка. В 1922 году Миклашевичи приехали на родину мужа в Гнезно. Спустя год родилась еще одна девочка – Ромка. Мама ею тешилась только девять месяцев. Женщина заболела менингитом и умерла. Отец очень переживал потерю горячо любимой жены. И эту любовь сохранил до последних дней своей жизни. На руках у Иосифа осталось пятеро детей. Надо было как-то дальше жить. Вскоре он открыл ресторан в Волковыске. Заведение успешно работало. Повзрослев, Рома от отца начала постигать премудрости кулинарного дела. В 40-х семья была репрессирована и выслана в Казахстан. Когда вернулись обратно, пришлось начинать все с нуля. Дом сгорел, потихоньку отстроили дедушкин. Кстати, у Ромы очень даже неплохо получалось делать строительные работы: штукатурить, белить, красить. Но все же кулинарничать – лучше всего.
Вот что записано в научно-популярном издании «Памятники Гнезно»: «Жилые дома наиболее зажиточные начали строить в конце XIX – начале XX веков. Один такой дом стоял по соседству со школой и принадлежал предпринимателю, владевшему в Волковыске рестораном. От постройки сейчас сохранились только остатки кладки». Это информация о родительском доме Р. И. Скирковской.
Выйдя за Константина Скирков-ского замуж, она устроилась на работу в Свислочскую пекарню. Их дом находился как раз через дорогу. Все делалось вручную, печи топили дровами. Тяжело было. Но как она любила этот неповторимый хлебный запах! Однажды она задалась вопросом: почему в пекарне не выпекают булок? И вскоре на хлебных полках магазинов появились изготовленные ее руками булочки. Ромуальда Иосифовна была сначала рабочей, потом мастером хлебопечения.
Старательную работницу стали переманивать в кондитерский цех. «Зачем мне куда-то переходить? – думала она. – Ведь здесь дом рядом, дети маленькие, да и дело предлагают не из простых». Но от нее не отступали, мол, переходи и переходи. И она сдалась. Около тридцати лет проработала в кондитерском цехе. Много провела бессонных ночей. Почему бессонных? Так переживала накануне выставок, праздников, что сон не брал.
– Я всегда представляла, как все будет на столе. И ни разу не повторилась, всегда было все по-разному, – рассказывает Ромуальда Иосифовна. – Когда мы приезжали на кондитерские выставки, которые проходили в Минске, Гродно, Барановичах, Бресте, Минеральных Водах, то говорили: «Свислочь приехала, значит, нам здесь делать нечего».
Р. И. Скирковская одна из первых в Свислочском райпо стала наставником молодежи. Она обучила кондитерскому мастерству свыше полусотни человек. Но сама оставалась неповторимой в своем мастерстве. Может, потому, что огромная любовь у нее к этому делу. Тесто в ее руках – не просто густая масса, а инструмент для творения. И она им пользовалась с нежностью.
Ромуальда Иосифовна любит, когда стол ломится от вкусных яств, красиво украшен и когда в доме пахнет сдобой. В этом ее жизнь, ее профессиональный труд, ее гордость.
А за нее также есть кому гордиться. На бывшей работе – руководство и коллектив, дома – дети, внуки и правнуки. Кстати, с потребкооперацией свою жизнь связали ее дочь Валентина (работала главным бухгалтером) и внучка Татьяна (заместитель директора филиала). А еще у нее в Слониме живет сын Евгений с семьей, бывший военный (кстати, два его сына также военные). В общем, у Ромуальды Иосифовны четверо внуков и шесть правнуков. Гордится всеми!
Была ли счастлива она? Конечно, да. Не стыдно оглянуться назад, каждый из девяти десятков богат на значимые в ее жизни события. И даже там, где приходилось трудно, она шла с высоко поднятой головой. Характер такой: никогда не сдаваться. И теперь в свои 90 Ромуальда Иосифовна по-интеллигентски рассудительна и красноречива, самокритична, умеет пошутить и очень любит всех своих родных.
Р. И. Скирковская за свой труд неоднократно награждалась почетными
грамотами и ценными подарками как правления райпо и президиума райкома
профсоюза, так и правлением Гродненского облпотребсоюза и ЦК профсоюза
работников госторговли и потребкооперации. Ей присвоено звание «Ударник
коммунистического труда». Она награждена знаком «Победитель
социалистического соревнования» в 1973 году. В 1974 году правлением
Центросоюза и ЦК профсоюза работников госторговли и потребкооперации ей
присвоено звание «Мастер-кондитер». В этом же году ей вручена Почетная
грамота Верховного Совета БССР. В 1975-м она награждена Почетным
дипломом Центросоюза и ЦК профсоюза работников госторговли и
потребкооперации. |
Марина ЯНЮК (текст и фото).