banner

Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят

09 Июля’13
1288
Вопросы загрязнения окружающей среды, или насилия над природой все больше вырастают в общегосударственную проблему. Все начинается с детских лет, когда родители и воспитатели не замечают выброшенную ребенком на землю обертку от конфеты. А через годы, став взрослым, он без зазрения совести выгружает на опушке леса кучу мусора из кузова самосвала. Именно с изъянов в воспитании возникают проблемы с недостатком ответственности за содеянные проступки, невыполнение норм морали, нарушение государственных законов. Но за все в жизни рано или поздно приходится расплачиваться. Есть мнение, что лучше раньше, поскольку допущенные в молодые годы ошибки менее трагичны, на них многие учатся.
Чтобы не допустить катастрофических последствий для экологии, большинство развитых государств еще во второй половине прошлого века благодаря пропагандистской работе по сохранению природы приняли жесткие меры административного воздействия к нарушителям экологического законодательства. Аксиома жизни – «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» – за последние годы в этих странах стала менее актуальна. Это подтверждают и члены недавней поездки правительственной делегации в Сингапур, где выбрасывание мусора мимо урны карается штрафом в 500 сингапурских долларов, а за повторное нарушение виновника могут приговорить к трудовым исправительным работам и даже тюремному заключению.
Когда едешь по нашим дорогам, складывается такое впечатление, что это уже не автомобильные дороги вообще, а полигоны для утилизации твердых бытовых отходов. Какая-то невидимая рука «заботливо» распределила мусор равномерно вдоль автомобильных дорог с нередкими «вкраплениями» несанкционированных свалок на стоянках и площадках отдыха. Можно, конечно, уповать на то, что это такой менталитет нашего народа и продолжать ежегодно тратить огромные деньги на уборку мусора вдоль автомобильных дорог, но можно попробовать изменить отношение к проблеме утилизации отходов и хотя бы постараться выбрасывать мусор в специально отведенных для этого местах.
Многие участники дорожного движения (водители, пассажиры и т. д.) пытаются ссылаться на такой факт: мол, мы платим налог с владельцев транспортных средств, а вы, работники дорожного хозяйства, будьте любезны, убирайте мусор «тщательнее». Согласен, уборка мусора в полосе отвода автомобильной дороги – прямая обязанность дорожной службы, и деньги постоянно на это выделяются, но если бы количество убираемого мусора было в разы меньше, что напрямую зависит от участников дорожного движения, тогда средства, выделенные на уборку можно было бы перенаправить на более качественное эксплуатационное  содержание автомобильных дорог (ликвидацию ямочности на дороге, установку недостающих дорожных знаков, ремонт ограждений и многое другое).
Для решения проблемы несанкционированной, а точнее сказать, хаотичной утилизации бытовых отходов вдоль автомобильных дорог применялись всевозможные методы борьбы. Силами дорожных организаций устанавливались на автомобильных дорогах щиты с текстами, призывающими участников дорожного движения не сорить на дороге, были организованы специальные площадки для сбора мусора, оборудованные урнами и обозначенные специальными знаками. В результате ситуация кардинально не изменилась, скорее, ухудшилась. Знаки, призванные уведомить участников дорожного движения о наличии мест сбора мусора, поломаны, урны для мусора – украдены, сами площадки  используются местным населением как бесплатные полигоны для складирования мусора. Хотели сделать чище на дорогах, а получили дополнительные несанкционированные свалки мусора.
Административная ответственность за загрязнение территорий отходами (статья 15.63 КоАП Республики Беларусь) предусматривает штраф от 5 до 20 базовых величин. Случаи применения статьи крайне редки. К примеру, по информации Минприроды, за прошлый год ни один гражданин не был привлечен к административной ответственности за выбрасывание мусора в неположенном месте. Зафиксировать факт правонарушения чрезвычайно трудно.
Еще сложнее установить личность нарушителя и собрать необходимые для суда доказательства его вины. Факты свидетельствуют, что проще привлечь к ответственности руководителя дорожной организации за несвоевременную уборку мусора с придорожной полосы. Вряд ли кто из нарушителей задумывается над тем, что выброшенный из окон транспортных средств на обочину дороги мусор придется кому-то собирать, затрачивая на это значительные ресурсы.
Как же решить проблему мусора на автомобильных дорогах? Усилить административную ответственность за вывоз мусора в непредназначенные для этого места? Может быть, но, думаю, надо заменить наказание в виде штрафа на исключительно общественные работы – уборку мусора вдоль автомобильных дорог, а выявление данных нарушений возложить на работников Госавтоинспекции.
Геннадий ТРЕТЬЯК,
инженер по безопасности
дорожного движения
ДЭУ № 52 г. Волковыска

Предыдущая статья

Желание победить приносит успех