Знаменитый польский писатель, историк, общественный деятель либерального направления, поэт, драматург, переводчик, литературный критик, философ, фольклорист, этнограф, художник, археолог Юзеф Игнаций Крашевский родился 28 июля 1812 года в семье пружанского хорунжего (почетный титул знаменосца в Речи Посполитой) в Варшаве, куда выехала его мать, спасаясь от войны. Тем не менее, вся жизнь Юзефа тесно связана с Литвою (ныне территория Беларуси). Об этом свидетельствует запись о рождении, сделанная в книге актов гражданского состояния Варшавы 31 июля 1812 года, где отмечается, что отцом ребенка является Ян Крашевский «житель деревни Долгое, которая расположена в уезде Пружанском в Литве».
Шляхетский двор первой половины XIX века – это место, где был центр культурной, общественной и политической жизни. Двор Яна Крашевского слыл именно таким. Долгинский пан, согласно свидетельствам современников, был энергичным и сильным хозяином. В своем имении он рыл каналы для осушения болот, возводил хозяйственные постройки, построил сахарный завод, «один из первых в Литве», начал заготавливать торф для обогрева. Хорошо знал латинский язык, неплохо немецкий и французский. Дружил с поэтом Францишком Карпинским.
Двор Яна Крашевского часто навещали соседи: помещики, крестьяне и даже губернаторы. В семье Крашевских много читали, самым любимым произведением был «Пан Тадеуш» А. Мицкевича. Книги для чтения детям подбирала мать Софья Крашевская. Именно в отцовском доме Юзеф читал свои первые литературные произведения, когда приезжал на каникулы из Виленского университета. Здесь появились и его первые рисунки, на которых были изображены двор и околицы Долгого. В это время он часто обращается к историческому жанру («Костел святого Михаила в Вильно» и др.). Важнейшим принципом его творчества является верность историческим фактам. Логическим продолжением этой увлеченности в 70–80 годы станет цикл произведений об истории Польши от древнейших времен до XVIII века.
С 1837 года писатель жил на Волыни, однако часто приезжал в родное имение с женой и детьми: Констанцией, Яном и Францишком.
Способными к художеству и науке были два брата Юзефа Крашевского – Каетан и Люциан (оба закончили Свислочскую гимназию). Каетан – известный астроном, писатель, композитор. Он основал в Долгом астрономическую обсерваторию. Люциан – талантливый художник, иллюстрировал повести старшего брата.
Во второй половине XIX века имение Крашевских в Долгом пришло в упадок. В 1863 году эмигрировал Юзеф, а в 1864-м умер старый хозяин Ян. Над имением, фактическим хозяином которого был Люциан, нависла угроза конфискации за помощь восставшим. Избежать этого удалось благодаря тому, что имение было записано на умершего отца. Сам Люциан за участие в восстании был сослан в Сибирь.
Главным хранителем родового наследия стал Каетан. В 1880-е годы он написал несколько статей, повестей и исторических зарисовок. Умер Каетан 1 июля 1896 года в соседнем Куплине. После его смерти имением владел сын Богуслав, позднее – внучка Мария. Во время советско-польской войны имение сгорело. В 1939 году последняя представительница рода, Мария, была выслана вглубь СССР. После Второй мировой войны стены дворца по инициативе руководства местного колхоза были разобраны на кирпич и проданы. Сейчас о былом величии напоминает только фундамент.
Детство Юзеф Крашевский провел в имении Долгое около Пружан. После домашней подготовки поступил учиться в Свислочскую гимназию (1827–1829 гг.). Здесь начинались его первые шаги в литературу. Об этом он рассказывает в книге «Повесть без названия».
После окончания гимназии Юзеф поступил в Виленский университет. Однако закончить его не смог. За участие в тайных патриотических кружках в 1830 году его арестовывают и отправляют в тюрьму. Там он просидел больше года. После освобождения, благодаря хлопотам и связям родственников, год с лишним провел в Вильно под полицейским надзором. Он пишет стихи, занимается переводами, выступает как литературный критик, создает историю города Вильно и довольно быстро находит свои жанры: повесть и роман.
Юзеф обратился к опыту прозаиков-сентименталистов, авторов, создававших реалистическое изображение повседневного быта, не прошел мимо проблем и приемов утвердившегося тогда романтизма. В целом же его деятельность служила становлению и утверждению реализма в польской литературе. Среди произведений Крашевского выделяются так называемые «крестьянские повести». Они проникнуты горячим сочувствием к мужицкой доле, верой в высокие нравственные качества простого человека.
Литература была для Крашевского основным источником существования. Все его сочинения можно уместить в нескольких сотнях томов. Неоднократно Крашевский хлопотал об университетской кафедре, но всегда тщетно.
В 1841–1851 годах Юзеф издавал в Вильно литературно-научный журнал «Атенеум». С 1853 по 1859 год жил в Житомире, затем переехал в Варшаву, где редактировал издание «Газета подзенна» (с 1861 г. «Газета польска»). Это был период бурных волнений, патриотических манифестаций, подготовки национального восстания. Когда оно началось, Крашевский был выслан из Польского королевства. Происходившие события нашли отражение в дальнейшем в его повестях и романах.
Следующие двадцать лет писатель живет в Дрездене, часто приезжая в Галицию и на Познанщину.
Пятидесятилетний юбилей творческой деятельности Крашевского, отмечавшийся 3 октября 1879 года в Кракове, собрал представителей всех расчлененных польских земель, став своеобразной манифестацией польской культуры и одновременно литературным событием для всей Европы.
В июне 1883 года писателя постиг тяжелый удар. Он был обвинен в государственной измене (передача французским властям информации, разглашение которой принесло ущерб безопасности германского государства) и арестован. Два месяца его продержали в тюрьме, а затем под высокий залог (20 тысяч марок) он был переведен под домашний арест. В мае 1884 года в Лейпциге состоялся процесс Крашевского. Несмотря на грубый нажим Бисмарка, настаивавшего на вынесении самого сурового приговора, верховный трибунал Германской империи признал, что Крашевский действовал по идейным соображениям, и осудил его на три с половиной года заключения в крепости. В застенках писатель интенсивно трудился, но состояние его здоровья заметно ухудшалось. Прусские власти согласились удовлетворить просьбы влиятельных ходатаев Крашевского (среди них был король Италии Умберто I), и в ноябре 1885 года ему под высокий денежный залог предоставили полугодовой отпуск для лечения.
Писатель поселился в Сан-Ремо. Решив не возвращаться в крепость, он оказался как бы в двойной эмиграции. После землетрясений в 1887 году Крашевский перебрался в Швейцарию. В Женеву он приехал уже с тяжелым воспалением легких. 19 марта 1887 года, в день своих именин, когда из разных уголков мира прибывали письма и телеграммы с поздравлениями, Юзеф Игнаций умер.
В 80–90 годы XX века было издано несколько романов Ю. И. Крашевского на русском языке: «Брюль», «Графиня Козель», «Дневник Серафины», «Сумасбродка», «Из времен семилетней войны» и другие.
Имя Юзефа Игнация Крашевского увековечено в нашем городе в названии одной из улиц.
Н. ПОКУТНИК.