banner

Вспоминая июль 44-го

15 Июля’11
2457

Вспоминая июль 44-го

Завтра наш дивный Беловежский край отметит очередную славную дату. 67 лет назад именно 17 июля Свислоччина была освобождена от фашистской оккупации. Без малого семь десятков лет жители района могут спокойно спать, растить и воспитывать детей, сеять хлеб, радоваться каждому дню.

Уходят от нас очевидцы тех огненных лет, но память о днях военного лихолетья передается из поколения в поколение и никогда не померкнет, как вечный огонь у памятника павшим за Родину.

Давайте же вспомним те далекие дни, когда наш маленький город был охвачен огнем и дымом, когда его улицы были залиты кровью и усыпаны телами погибших.

17 июля 1944 года в результате наступательных боевых действий частей Советской Армии Свислоччина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Так закончился 1116-дневный оккупационный режим, установленный гитлеровцами на нашей земле.

В вечерней сводке того же дня Совинформбюро сообщило: «Северо-западнее Волковыска части Н-ского соединения, развивая наступление, овладели городом Свислочь, а также с боями заняли более ста населенных пунктов, в том числе железнодорожные станции «Берестовица», «Андреевичи», «Рудавка», «Свислочь». В упорных боях истреблено более 1000 вражеских солдат и офицеров, уничтожено 6 немецких танков и 24 орудия, захвачено 11 орудий и 48 пулеметов, взято до 200 пленных».

Так пришел мир на нашу многострадальную землю. Такой желанный и такой долгожданный.

Спустя годы бывший командир 190-го полка полковник в отставке Иван Георгиевич Галяткин подробно рассказывал о событиях тех дней во время встреч с жителями района:

«15 июля с высот, восточнее Свислочи, противник встретил наше наступление ожесточенным огнем. Попытка атаковать его сходу успеха не имела, наша пехота вынуждена была окопаться. В ночь на 16 июля мы выслали разведку, которая захватила двух «языков». Один из них был отъявленным фашистом, при нем мы обнаружили фотоснимки пыток и казни советских патриотов. На одной из фотографий этот палач был запечатлен в момент казни – набрасывал петлю на шею партизану. Кроме карточек у него нашли два кусочка мыла в палец толщиной, на которых было написано по-немецки, что это мыло сделано из чистого человеческого жира. Это вызвало сильнейший гнев и возмущение в сердцах наших воинов.

Из показаний пленных мы узнали, что они в течение двух суток расставляли мины разных конструкций перед передним краем и на всех полевых дорогах, натягивали проволочные заграждения.

В ночь на 17 июля мы выслали саперов, которые обезвредили мины и обозначили проходы для пехоты. На рассвете загремела канонада. В далекие раскатистые залпы тяжелой артиллерии вплетались ближние выстрелы полковых и батальонных пушек, стоящих на прямой наводке. Включились и минометные роты батальонов.

Шквальный огонь не давал фашистам высунуть головы. Бой был отчаянный, и враг начал в панике отступать, оставляя на поле боя убитых и раненых, разбитые пушки и минометы. Преследуя врага, не давая ему опомниться, мы во второй половине дня вступили в Свислочь, где нас радостно встречали вышедшие из подвалов и руин местные жители».

В начале 70-х годов прошлого века свислочские следопыты, ученики 7 «А» класса СШ № 1, установили связь с одним из воинов, изгонявшим с нашей земли вероломного врага, Адамом Даниловичем Черношеем. Вот что он писал в своем письме:

«Ваш город сохранился в моей памяти с лета 1944 года, когда мне в составе войск 1-го Белорусского фронта пришлось участвовать в его освобождении. Служил я в то время в минометной батарее 954-го стрелкового полка, входившего в состав 48-й армии. В Свислочь мы вступили на исходе июльского дня. Лето было сухое. Город только что освободили наши передовые части. Он был в развалинах, в дыму пожарищ, горели дома, постройки. Наша батарея остановилась на кратковременный отдых».

Автор письма напомнил, что наши войска, наступая на Белостокском направлении, преодолевали упорное сопротивление противника. Перед частями 48-й армии в направлении Сток, Яловки, Белостока стояли озверелые фашистские части 4-й танковой дивизии 33 механизированного полка. Шли тяжелые бои, и наши бойцы, несмотря на яростное сопротивление, шли вперед.

В течение трех дней в разных концах района не смолкали бои. Многие советские воины полегли в этих сражениях на Свислочской земле. Их прах покоится в братских могилах в Свислочи, Новом Дворе, Горностаевичах и других населенных пунктах. Им установлены памятники и обелиски, но лучшей данью памяти павшим является сегодняшняя свободная и цветущая Свислоччина.

Ядвига КОБРИНЕЦ.

На снимке: И. Г. Галяткин.

Предыдущая статья

Мир минералов в районном музее