banner

Проверка срабатывания сигнализации при приближении оголовка стрелы крана к ЛЭП

09 Февраля’18
1282

Тема безопасной эксплуатации кранов вблизи линий электропередач на сегодняшний день весьма актуальна в связи со значительным ростом строительного производства, который наблюдается в нашей республике.

 

Помимо строительства жилых микрорайонов на новых площадках, значительный объем работ по строительству жилых и общественных зданий выполняется внутри сложившихся жилых микрорайонов с развитой инфраструктурой, в том числе и с действующими ЛЭП, контактной сетью городского электротранспорта и линиями городского освещения. При этом некоторые строительные организации в погоне, как им кажется, за сокращением сроков строительства пренебрегают давно сложившимися правилами производства строительно-монтажных работ в зоне ЛЭП, что в некоторых случаях приводит к несчастным случаям, а в некоторых – к нанесению ущерба эксплуатирующим эти линии организациям. В связи с этим есть острая необходимость проверки исправности сигнализатора при приближении оголовка стрелы к линиям электропередач.

 

Проверку срабатывания сигнализации при приближении оголовка стрелы крана к ЛЭП проводить на специальной площадке с использованием макета трехфазной четырехпроводной воздушной ЛЭП напряжением 220/380 В. Допускается проводить проверку с помощью имитатора ЛЭП.

 

Перед проверкой должен быть проведен внешний осмотр антенных блоков, линий связи с целью определения целостности узлов и надежности их соединения. Площадка с макетом ЛЭП  (1 – щиток ЛЭП; 2 – капроновый канат; 3 – проводники макета ЛЭП;

4 – светильники; 5 – изоляторы; 6 – опоры проводников макета ЛЭП;

7 – грузоподъемный кран; 8 – стрела крана)

должна находиться вне зоны влияния посторонних ЛЭП или на удалении от них не менее: — 50 м при напряжении ЛЭП 220 В…1 кВ; — 75 м при напряжении ЛЭП 1…20 кВ; — 200 м при напряжении ЛЭП более 35 кВ; На площадке, на расстоянии 25 м друг от друга, должны быть установлены две опоры с натянутой на изоляторах четырехпроводной линией, выполненной изолированным проводом и установленной на высоте около 8 м от поверхности земли. На одной из опор должен быть установлен выключатель и индикатор наличия напряжения на макете ЛЭП (электрическая лампа). Напряжение к макету должно подводиться подземным кабелем со стороны, противоположной стороне установки крана.

Проверка срабатывания сигнализации при приближении оголовка стрелы крана к ЛЭП

 

Вдоль нижнего провода линии, на его уровне и на расстоянии от него (3±0,1) м, должен быть натянут капроновый канат, ограничивающий приближение оголовка стрелы крана к поводам ЛЭП.

 

    Проверку срабатывания датчика приближения к ЛЭП проводить в следующей последовательности:

 — установить кран на площадке перпендикулярно линии ЛЭП, на расстоянии (20±0,1) м от оси вращения крана до ограничительного каната макета ЛЭП;

 — вывести стрелу крана в рабочую зону;

 — путем выдвижения или поворота стрелы подводить оголовок стрелы крана к линии макета ЛЭП;

— проконтролировать срабатывание защиты от опасного приближения к ЛЭП (горит красный индикатор, звучит звуковой сигнал или предупреждающее речевое сообщение, блокируются все движения крана);

 — измерить расстояние между проекциями на землю оголовка стрелы крана и ограничительного каната макета ЛЭП;

— прибор безопасности работает нормально, расстояние между оголовком стрелы и ближайшим к нему проводом линии макета напряжением 220 В составляет не менее 1,5 м;

 — убедиться, что прибор после нажатия кнопки блокирования координат защиты на пульте управления краном позволяет вывести стрелу крана из опасной зоны.

 

Проверка на действующей ЛЭП. Для проверки может быть использована любая действующая ЛЭП. Проверка на действующей ЛЭП производится аналогично указанному выше способу. Отличие состоит в том, что установка оси вращения крана производится на расстояниях включения предварительной сигнализации.

 

В связи с тем, что при подготовке и проведении  работ контроля исправности сигнализаторов приближения к ЛЭП на стенд — макетах воздушной трехфазной четырехпроводной ЛЭП, требуют значительных затрат материальных, физических и времени, то для проведения контроля срабатывания сигнализатора можно осуществлять с помощью имитатора ЛЭП, который автономном режиме имитирует поле излучаемое линией электропередач. Срабатывание контролируемого сигнализатора обеспечивается излучением имитатора эквивалентного поля ЛЭП на расстоянии до 2,0 м между антеннами приборов. Имитатор ЛЭП может применятся для контроля работоспособности сигнализаторов приближения к линии электропередач типа АСОН, УЗК, УАС, БАРЬЕР и др.

 

 Сигнализатор приближения оголовка стрелы крана к ЛЭП является неотъемлемой частью крана, который при правильной работе может не только проинформировать крановщика о приближении к ЛЭП, но и спасти ему и работникам, которые находятся возле крана, жизнь. Несмотря на принимаемые работниками Госпромнадзора в ходе осуществления надзорной и экспертной деятельности меры по контролю соблюдения требований промышленной безопасности в части эксплуатации грузоподъемных кранов, проводимую индивидуально и с использованием средств массовой информации работу по предупреждению аварийности и травматизма, владельцами кранов и персоналом, осуществляющим управление кранами, допускаются нарушения требований действующих нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, при работе грузоподъемных кранов вблизи воздушных линий электропередач.

 

 Так за период 2015-2017 годов произошло три несчастных случая со смертельным исходом при работе кранов вблизи ЛЭП. Анализ результатов расследования данных несчастных случаев показал, что на данных кранах сигнализатор  приближения  стрелы кран к ЛЭП был не исправен, либо принудительно отключен персоналом, осуществляющий управление крана, чем грубо нарушили требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37, технического кодекса установившейся практики «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок» ТКП 427-2012, утвержденного и введенного в действие приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228.

 

Старший  государственный инспектор отдела надзора Гродненского областного управления Госпромнадзора 

Провоторов А.А.

Предыдущая статья

Долгожданный вечер встречи