banner

Митрополит Иосиф (Семашко)

17 Апреля’18
2377

Митрополит Иосиф (Семашко)

2018-й объявлен в Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви годом архиерея-воссоединителя митрополита Иосифа (Семашко). Именно в этом году исполняется 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня блаженной кончины митрополита Литовского и Виленского.

 

Высокопреосвященный Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря (ст. ст.) 1798 года в Украине. Он происходил из старинного шляхетского рода, многие члены которого по сложившейся семейной традиции были униатскими священниками. Иосиф получил высшее духовное образование в католической Главной духовной семинарии при Виленском университете. Приступив после завершения обучения к несению церковного послушания, благодаря большим способностям в 27-летнем возрасте он уже стал прелатом и занимал должность заседателя во 2-м (униатском) департаменте Римско-католической духовной коллегии в Петербурге, т.е. участвовал в делах высшего управления униатской церкви в России.


Семашко вполне мог рассчитывать на епископский сан, но к 1827 году он полностью разочаровался в католичестве и решил перейти в православие, поступив в иноки Александро-Невской лавры. А в ноябре 1827 года ему случайно представилась редкая возможность высказать перед высшими сановниками Российской империи свои взгляды на межконфессиональные проблемы в белорусско-литовских губерниях. Прелат Иосиф использовал этот шанс. Однако он не только описал неустойчивое положение униатской церкви между православием и католичеством латинского обряда, но и решительно заявил, что греко-католики в Российской империи могут быть возвращены в прежнее православное исповедание. Встретив личную заинтересованность императора Николая I, Семашко сумел с 1828-го по 1830 год провести реформу унии, которая вела к преодолению кризисных явлений, накопившихся в ней.


В 1829 году прелат Иосиф был возведен в сан епископа. Свое высокое положение он использовал для постепенного приближения униатов к православию в церковно-административной, канонической и литургической сферах, а также в системе богословской подготовки духовенства. Одновременно он лично и через единомышленных помощников убеждал священников в истинности Восточной Церкви и необходимости униатам вернуться в лоно Вселенского Православия.


12 февраля (ст. ст.) 1839 года преосвященный Иосиф возглавил Собор униатского духовенства в Полоцке, на котором было объявлено о разрыве союза с Римом и возвращении всех униатов, проживавших на белорусско-литовских и украинских землях, в православное вероисповедание. После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, в которую входили территории всей западной части современной Беларуси. Виленская епархия полностью состояла из бывших греко-католиков. Возведенный в 1852 году в сан митрополита, высокопреосвященный Иосиф деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы. Проверкой успешности деятельности митрополита Иосифа стало восстание сторонников возрождения Речи Посполитой 1863–1864 годов. Оно показало нежелание белорусов возвращаться к униатской старине, а также то, что через 25 лет после воссоединения они были тверды в православии.


Скончался высокопреосвященный в 1868 году в Вильно, где был погребен в крипте Свято-Духова собора под ракой трех Виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. Его могила сохранилась до наших дней.


Значение прекращения действия Брестской церковной унии на белорусских землях в 1839 году для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого Собора Беларусь представляла собой преимущественно католическую страну. Две трети белорусов были греко-католиками. После Полоцкого Собора, подготовленного митрополитом Иосифом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь превратилась в страну православную.

 

 

Подготовила Ольга БУБЕНЧИК.

Предыдущая статья

Ты расти-ка, подрастай да силенок набирай!
Похожие новости