В Академии последипломного образования 17-18 июня прошел Республиканский семинар по распространению опыта работы учреждений образования в рамках проекта «Зеленые школы». Здесь же проводилось торжественное награждение 13 школ Республики Беларусь дипломами «Зеленая школа». Среди тех, кто получил новый статус, ГУО «Средняя школа №3 г. Свислочь» и ГУО «Новодворская средняя школа Свислочского района». Обеим школам вручены дипломы III степени.
– Экологическое образование и воспитание школьников по программе «Зеленые школы» в двух свислочских учебных заведениях ведется с 2012 года, – рассказывает учитель математики и информатики, руководитель проекта СШ № 3 И. С. Грунтович. – Главная цель программы – создать сеть школ и внешкольных образовательных учреждений, которые заботятся о экологическом образовании и воспитании школьников, а также демонстрируют практические шаги в экологическом и природоохранном направлении. «Зеленые школы» поддерживают Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство образования Республики Беларусь, которые утвердили Положение о реализации программы.
Программа реализуется в рамках Проекта Европейского Союза и Программы развития ООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь». Она была разработана для привлечения внимания школ и внешкольных образовательных учреждений, а также родителей и местного сообщества в целом к вопросам экологического просвещения. В настоящее время ведется работа по созданию сети «Зеленых школ» в масштабах республики.
– Что нужно для того, чтобы получить статус «Зеленая школа»? – интересуюсь у заместителя директора, руководителя проекта Новодворской СШ М. И. Панотчик.
– Учреждения образования выполняли задания по пяти направлениям: биоразнообразие на территории школы, энергосбережение, управление водными ресурсами, управление отходами, информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы). Ведь сертификат выдается за выполнение определенного количества заданий (всего их 32) по каждому тематическому направлению. Также школа должна составить отчет и разместить информацию о выполнении программы на школьном сайте.
В двух школах немало сделано по реализации тематических направлений деятельности. Руководители проекта рассказывают, что для изучения видового разнообразия дикорастущих травянистых растений, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников, птиц и насекомых была создана картосхема пришкольной и прилегающей к ней территории с обозначением местонахождения изученных природных объектов. А информация о видах растений, насекомых, птиц занесена в он-лайн базу на сайте «Биоразнообразие Беларуси» (florafauna.by). Для наблюдения за поведением и разнообразием птиц были изготовлены для них домики, кормушки. Подкармливая пернатых зимой, юные экологи пополняли страницы своего исследования новыми фактами их поведения. А осенью на пришкольной территории были размещены убежища для беспозвоночных животных.
Практическое применение получила информация о потреблении электрической, тепловой энергии и воды в школе. По результатам исследования созданы схематические планы размещения электроприборов, схемы мест потребления воды в учебных корпусах и доказано, что при экономном расходовании можно достичь 20-25% экономии электричества. Эта информация используется в практической работе по экономии энергоресурсов и воды не только в школе, но и дома.
Осваивая раздел программы «Обращение с отходами», учащиеся поставили перед собой цель – определить пути решения проблемы раздельного сбора мусора в пределах школы. Был изучен состав образующихся в школе отходов, проанализированы источники их образования, предложены варианты решения проблем, которые создают отходы. Эти знания затем легли в основу выступления агитбригад в конкурсе «Мы за энергоэффективность». Свое умение давать вторую жизнь вторсырью ребята показали в конкурсе поделок из отходов «Прекрасное из ненужного».
С целью информирования школьников и общественности по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе, учащиеся проводили обследование состояния окружающей среды в населенном пункте и на прилегающей местности. Экологи средней школы №3 на протяжении нескольких лет выполнили исследовательские работы: «Оценка экологического состояния реки Свислочь методами биоиндикации», «Мониторинг экологического состояния родника д. Сокольники», «Изучение биологического разнообразия лесного массива в 44 квартале Бровского лесничества Национального парка «Беловежская пуща». Видеоролики «Земля у нас одна...» и «Берегите насекомых» принимали участие в традиционном молодежном AYV-BELARUS медиафестивале «Голоса молодых за устойчивое развитие – 2013». Была проведена интернет-викторина «Земля – наш общий дом», в которой участвовали более 40 ребят из Гродненской, Могилевской и Витебских областей. Создан веб-ресурс «Проект «Зеленая школа» (http://svisloch-green-school3.blogspot.com/), который содержит интерактивные задания по направлениям программы.
А ребята Новодворской школы проводили исследование водных ресурсов окрестностей агрогородка Новый Двор, в том числе тест-анализ по исследованию колодезной воды на нитраты. Было обследовано 13 источников питьевого водоснабжения. Полученные результаты показали, что вода в 9 колодцах содержит нитраты в концентрации, превышающей санитарные нормы (70-160 мг/л). Этой информацией ребята поделились с местными жителями, рассказали им об опасном воздействии нитратов на здоровье человека и дали советы по уходу за колодцами.
Были созданы презентации, буклеты, календарики, плакаты, которые раздавались населению на районных праздниках. Кроме того, ребята каждый год участвуют в посадке леса.
Работа по формированию у школьников ценностных отношений к природе, повышению уровня экологической направленности образования, информирования молодежи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в наших школах будет продолжаться и дальше, – говорит Ирина Сергеевна. – Мы надеемся, что наши учащиеся станут настоящими хозяевами своей страны. Развитие экологического образования – это работа не на сегодня, а на долговременную перспективу.
Ирина Ромуальдовна КЛЕВЕЦ, специалист по образованию проекта ЕС/ПРООН:
– Программа включает в себя перечень мероприятий, которые школьники должны выполнить, чтобы школа получила статус «Зеленой школы». Школа, выполняющая критерии участия в программе, получает статус с присвоением соответствующего сертификата. Сертификат действует в течение 2-х лет, после чего требует подтверждения. Сертификат выдается на основании школьного отчета, в котором указываются выполненные мероприятия. Школьный отчет может подлежать проверке специальным аудитором, назначенным Наблюдательным советом программы «Зеленые школы».
Ядвига КУРИЛО
Фото предоставлены руководителями проекта.
На снимках: М. И. Панотчик, И. Р. Клевец, И. С. Грунтович после награждения дипломами; Экологи СШ № 3 г. Свислочь исследуют состояние воды в реке Свислочь; Учащиеся Новодворской СШ за изучением видового разнообразия деревьев.