banner

Статус «Зеленая школа» получили два учебных заведения района

12 Июля’14
2304
Статус «Зеленая школа»  получили два  учебных заведения районаВ Академии последипломного образования 17-18 июня прошел Республиканский семинар по распространению опыта работы учреждений образования в рамках проекта «Зеленые школы». Здесь же проводилось торжественное награждение 13 школ Республики Беларусь дипломами «Зеленая школа». Среди тех, кто получил новый статус, ГУО «Средняя школа №3 г. Свислочь» и ГУО «Новодворская средняя школа Свислочского района». Обеим школам вручены дипломы III степени.
– Экологическое образование и воспитание школьников по программе «Зеленые школы» в двух свислочских учебных заведениях ведется с 2012 года, – рассказывает учитель математики и информатики, руководитель проекта СШ № 3 И. С. Грунтович. –  Главная цель программы – создать сеть школ и внешкольных образовательных учреждений, которые заботятся о экологическом образовании и воспитании школьников, а также демонстрируют практические шаги в экологическом и природоохранном направлении. «Зеленые школы» поддерживают Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство образования Республики Беларусь, которые утвердили Положение о реализации программы.
Статус «Зеленая школа»  получили два  учебных заведения районаПрограмма реализуется в рамках Проекта Европейского Союза и Программы развития ООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь». Она была разработана для привлечения внимания школ и внешкольных образовательных учреждений, а также родителей и местного сообщества в целом к вопросам экологического просвещения. В настоящее время ведется работа по созданию сети «Зеленых школ» в масштабах республики.
– Что нужно для того, чтобы получить статус «Зеленая школа»? – интересуюсь у заместителя директора, руководителя проекта Новодворской СШ М. И. Панотчик.
– Учреждения образования выполняли задания по пяти направлениям: биоразнообразие на территории школы, энергосбережение, управление водными ресурсами, управление отходами, информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы). Ведь сертификат выдается за выполнение определенного количества заданий (всего их 32) по каждому тематическому направлению. Также школа должна составить отчет и разместить информацию о выполнении программы на школьном сайте.
В двух школах немало сделано по реализации тематических направлений деятельности. Руководители проекта рассказывают, что для изучения видового разнообразия дикорастущих травянистых растений, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников, птиц и насекомых была создана картосхема пришкольной и прилегающей к ней территории с обозначением местонахождения изученных природных объектов. А информация о видах растений, насекомых, птиц занесена в он-лайн базу на сайте «Биоразнообразие Беларуси» (florafauna.by). Для наблюдения за поведением и разнообразием птиц были изготовлены для них домики, кормушки. Подкармливая пернатых зимой, юные экологи пополняли страницы своего исследования новыми фактами их поведения. А осенью на пришкольной территории были размещены убежища для беспозвоночных животных.
Статус «Зеленая школа»  получили два  учебных заведения районаПрактическое применение получила информация о потреблении электрической, тепловой энергии и воды в школе. По результатам исследования созданы схематические планы размещения электроприборов, схемы мест потребления воды в учебных корпусах и доказано, что при экономном расходовании можно достичь 20-25% экономии электричества. Эта информация используется в практической работе по экономии энергоресурсов и воды не только в школе, но и дома.
Осваивая раздел программы «Обращение с отходами», учащиеся поставили перед собой цель – определить пути решения проблемы раздельного сбора мусора в пределах школы. Был изучен состав образующихся в школе отходов, проанализированы источники их образования, предложены варианты решения проблем, которые создают отходы. Эти знания затем легли в основу выступления агитбригад в конкурсе «Мы за энергоэффективность». Свое умение давать вторую жизнь вторсырью ребята показали в конкурсе поделок из отходов «Прекрасное из ненужного».   
С целью информирования школьников и общественности по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе, учащиеся проводили обследование состояния окружающей среды в населенном пункте и на прилегающей местности. Экологи средней школы №3 на протяжении нескольких лет выполнили исследовательские работы: «Оценка экологического состояния реки Свислочь методами биоиндикации», «Мониторинг экологического состояния родника д. Сокольники», «Изучение биологического разнообразия лесного массива в 44 квартале Бровского лесничества Национального парка «Беловежская пуща». Видеоролики «Земля у нас одна...» и «Берегите насекомых» принимали участие в традиционном молодежном AYV-BELARUS медиафестивале «Голоса молодых за устойчивое развитие – 2013». Была проведена интернет-викторина «Земля – наш общий дом», в которой участвовали более 40 ребят из Гродненской, Могилевской и Витебских областей. Создан веб-ресурс «Проект «Зеленая школа» (http://svisloch-green-school3.blogspot.com/), который содержит интерактивные задания по направлениям программы.
А ребята Новодворской школы проводили исследование водных ресурсов окрестностей агрогородка Новый Двор, в том числе тест-анализ по исследованию колодезной воды на нитраты. Было обследовано 13 источников питьевого водоснабжения. Полученные результаты показали, что вода в 9 колодцах содержит нитраты в концентрации, превышающей санитарные нормы (70-160 мг/л). Этой информацией ребята поделились с местными жителями, рассказали им об опасном  воздействии нитратов на здоровье человека и дали советы по уходу за колодцами.
Статус «Зеленая школа»  получили два  учебных заведения районаБыли созданы презентации, буклеты, календарики, плакаты, которые раздавались населению на районных праздниках. Кроме того, ребята каждый год участвуют в посадке леса.
Работа по формированию у школьников ценностных отношений к природе, повышению уровня экологической направленности образования, информирования молодежи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в наших школах будет продолжаться и дальше, – говорит Ирина Сергеевна. –  Мы надеемся, что наши учащиеся станут настоящими хозяевами своей страны. Развитие экологического образования – это работа не на сегодня, а на долговременную перспективу.

Ирина Ромуальдовна КЛЕВЕЦ, специалист по образованию проекта ЕС/ПРООН:
– Программа включает в себя перечень мероприятий, которые школьники должны выполнить, чтобы школа получила статус «Зеленой школы». Школа, выполняющая критерии участия в программе, получает статус с присвоением соответствующего сертификата. Сертификат действует в течение 2-х лет, после чего требует подтверждения. Сертификат выдается на основании школьного отчета, в котором указываются выполненные мероприятия. Школьный отчет может подлежать проверке специальным аудитором, назначенным Наблюдательным советом программы «Зеленые школы».

Ядвига КУРИЛО
Фото предоставлены руководителями проекта.

На снимках: М. И. Панотчик, И. Р. Клевец, И. С. Грунтович после награждения дипломами; Экологи СШ № 3 г. Свислочь исследуют состояние воды в реке Свислочь; Учащиеся Новодворской СШ за изучением видового разнообразия деревьев.

Предыдущая статья

Сынковичи помнят еще Витовта