Почитать бы книгу истории полей… Главный агроном совхоза «Порозовский» Изъяслав Григорьевич Зельднер, разложив на столе солидный журнал, рассказывает, что к чему. Ведется книга с 2008 года (практически со времени объединения трех хозяйств в одно), так что записей в ней пока немного. Это своеобразная система учета ведения севооборота как на отдельных участках, так и в целом по совхозу. Здесь отражаются характеристика каждого поля, чередование культур в севообороте, какие удобрения вносились, какими препаратами обрабатывались посевы, урожайность культур, видовые прополки и многое другое, столь необходимое для дальнейшей работы. Данные заносятся в книгу по мере выполнения конкретных работ в поле.
— Лет двадцать пять назад ведение таких книг было обычной практикой, потом как-то забыли о них, хотя совсем необоснованно. Сейчас вот снова вспомнили. Думаю, правильно. Иначе, как будут работать те, кто придет после нас, какие сведения мы им оставим? — рассуждает главный агроном. И он прав. Это действительно настольное пособие для земледельца, который хочет грамотно работать на земле. Стратегия нынешних действий на поле также выверена по ней.
Несмотря на то, что посевная в этом году из-за погодных условий началась на две недели позже, темп работ в УСП «Совхоз «Порозовский» взяли высокий. С подготовкой техники постаралась инженерная служба хозяйства, возглавляемая Анатолием Викторовичем Шиманчуком. Всего под весенний сев в сельхозпредприятии отвели 1 341 гектар земли. На счету хозяйства уже 64 процента площадей, засеянных зерновыми и зернобобовыми. Если бы не переувлажненность некоторых участков, процент выполнения задания был бы гораздо выше.
В совхозе один энергонасыщенный трактор «Джон Дир». Но даже он вкупе с посевным агрегатом «Гаспардо» в умелых руках способен творить чудеса. Работает на этой машине механизатор с немалым опытом за плечами Казимир Ковган. Дневная выработка механизатора — больше 40 гектаров.
— Чтобы техника работала с максимальной отдачей, без лишних пробегов, мы заправляем ее прямо в поле, — говорит заместитель директора по производству Василий Владимирович Ляховский. Словно в подтверждение своих слов, он тут же дает команду водителю бензовоза проехать по полям и заправить все машины, чтобы завтра с утра сразу приступить к работе. — Полного бака «Джон Диру» хватает почти на два дня. Главное, чтобы поле было без камней, а над этим у нас ежедневно работают шестьдесят-семьдесят человек, и длина гона нормальная. Работают наши механизаторы весь световой день. На горностаевичском участке на сеялке СПУ-6 трудится Михаил Чабан. За день больше 30 гектаров засевает. В Сокольниках самая ответственная миссия возложена на Александра Мисюлю. Он на своем КЗР с сеялкой АПП-4 за день выдает по 15 – 20 гектаров.
Одновременно с севом в ком-плексе ведутся и другие работы. Начали с внесения органики под сахарную свеклу, подкормки озимых и рапса. На внесении органики славно потрудилось механизированное звено в составе Геннадия Дубровского, Ивана Почебута, которому, кстати, недавно доверили новенький разбрасыватель удобрений МТТ-9 (выше производительность и лучше качество внесения), Ивана Быковского, Антона Шишко и Виктора Демянчика. Справились с подкормкой озимых и занялись пастбищами первого срока стравливания, чтобы животные с озимых могли сразу перейти на злаковые травы, Виктор Смурага, Виктор Нощик и Александр Носевич. Подготовку почвы к севу обеспечивают Алексей Магила, Михаил Шульский, Сергей Качаровский, Виктор Карась, Иван Бартновский, Марьян Радион и Борис Мазур. Внесение минеральных удобрений под культуры – задача Дмитрия Мазура и Вацлава Гойлика.
— Сейчас мы вносим органику под кормовую свеклу, приступили к подкормке пастбищ интенсивного типа, а это еще двести гектаров, — дополняет Василий Владимирович. — Механизаторов кормим два раза в день. Горячие обед и ужин — дело рук наших хозяек столовой. В назначенное время три машины выезжают на участки, чтобы накормить участников посевной.
Такая слаженность действий и обеспечивает стабильный результат.
Ольга БУБЕНЧИК.
На снимках: книга истории полей; третий год на «Джон Дире» Казимир Ковган; механизатор Иван Быковский.
Фото Григория ШИРЯЕВА.