
Проведенный Генпрокуратурой анализ судебной практики показал, что в прошлом году за мошенничество (ст. 209 Уголовного кодекса) осуждено 816 человек. Из них в совершении мошенничества с использованием ИКТ признаны виновными 360 человек.
Большинство осужденных — мужчины (84,7 %). На долю молодежи в возрасте от 18 до 29 лет в структуре судимости за мошенничество с ИКТ приходится 55,8 %. Такая ситуация указывает на то, что этот возраст — период повышенной криминальной активности в сфере мошенничества. Осужденные 30–49 лет образуют вторую по величине группу (33,1 %). Таким образом, основное количество преступлений этого вида совершается в наиболее активном трудоспособном возрасте.
Доля несовершеннолетних составляет 6,9 %, что является значимым показателем вовлеченности подростков в преступную деятельность, связанную с ИКТ-мошенничеством.
Существенная доля людей, не интегрированных в общественно полезные сферы занятости: практически половина осужденных относилась к категории неработающих и неучащихся (48,9 %), что подчеркивает связь социальной дезадаптации с риском совершения мошенничества.
Вместе с тем более половины осужденных имели высшее или среднее специальное образование (52,2 %). Это указывает на то, что мошенничество не является исключительно преступлением лиц с низким образовательным уровнем. Определенные его формы требуют специфических знаний или навыков.
У осужденных за мошенничество, совершенное с использованием ИКТ, высоки показатели прошлой преступной деятельности: 38,1 % из них на момент инкриминируемого деяния имели неснятую или непогашенную судимость.
Мошенничество с использованием ИКТ характеризуется высокой долей групповых форм реализации: 23,1 % осужденных совершили преступление в группе (без признаков организованности). Практически идентичная доля (23,9 %) действовала в составе организованной группы. Совокупно это указывает на то, что почти половина (47 %) всех случаев мошенничества были совершены в той или иной форме группового соучастия, причем организованные структуры играют существенную роль.
Таким образом, типичный социально-демографический портрет осужденного за мошенничество, совершенное с использованием ИКТ, характеризуется следующими чертами: это преимущественно мужчина молодого возраста, с высокой вероятностью не имеющий постоянного занятия или учебы, но при этом с достаточно высоким уровнем образования. Существенен риск рецидива, особенно специализированного, и высока доля совершения преступления в группе, в том числе организованной.