banner

30 процентов родителей не контролируют использование детьми гаджетов

11 Февраля’20
789


Какие опасности таит гаджетомания

Собственный ­смартфон или планшет есть у 57 процентов белорусских детей в возрасте 7 — 9 лет. А среди подростков таких и вовсе 97 процентов. Но у технического прогресса есть темная сторона: едва ли не к каждому второму ребенку стучатся в соцсетях незнакомые люди, а в каждой третьей семье никак не контролируют и не ограничивают продолжительность использования детьми гаджетов. К таким выводам пришли специалисты «Лаборатории Касперского», анализируя поведение белорусских пользователей в сети. Как изменить эту незавидную статистику?


Боимся не того

Реальность сбивает с ног: 23 процента белорусов в возрасте 7 — 18 лет проводят с гаджетом почти все свободное время. Чаще всего они слушают музыку, смотрят видео и переписываются в соцсетях. Любопытная особенность в том, что 7 процентов школьников, как оказалось, интересуются вопросами покупки и продажи чего‑либо, короче, проявляют коммерческую жилку. И пока взрослые бьют в колокола по поводу, как они считают, главных угроз в сети — онлайн‑игр, игровой зависимости, просмотра материалов ну совсем не по возрасту и нежелательных онлайн‑покупок и подписок, там растет число куда более серьезных опасностей. Пример приводит Дмитрий Шилин, старший координатор по защите детства в ­ЮНИСЕФ:

— В этом году Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) представил данные анонимного опроса среди 170 тысяч подростков из десятков стран мира. Более трети из них отметили, что подвергались травле в интернете.

А наши дети не только много времени проводят в соцсетях, но и легко делятся там личной информацией. 57 процентов указывают в открытом доступе свой возраст, больше половины рассказывают об увлечениях и хобби, что может помочь злоумышленнику завязать беседу и поддерживать разговор. Номер своей школы отмечают 37 процентов детей, едва ли не каждый пятый указывает еще и имена родственников, связывая их со своей страничкой, а каждый десятый делится своим местоположением. Результат? За последний год примерно 43 процента школьников получили приглашения дружить от незнакомцев в социальных сетях, а 12 процентов говорят, что это были взрослые люди…


Медики предупреждают

Да, прибавьте сюда чисто медицинские последствия интернет‑зависимости. По данным РНПЦ психического здоровья, она имеется у 16 процентов подростков и у 19,8 процента молодежи в возрасте 18 — 29 лет. Причем у 2 и 3 процентов соответственно — в тяжелой степени, когда требуется лечение в стационаре. Обследование проводилось и массово — по заявкам школ, и индивидуально — при добровольных обращениях и госпитализации с невротическими расстройствами. Участниками исследования стали в том числе 605 подростков 6 — 8‑х классов из Первомайского района Минска.

Попутно обнаружился показательный феномен: родители подростков с интернет‑зависимостью в большинстве своем сами имеют поведенческие особенности — они не способны определять свои психологические границы, принимать каждодневные решения без вмешательства со стороны, составлять и претворять в жизнь собственные планы и инициативы. Так с кого начинать лечение?
В 10 — 15 процентах случаев интернет‑зависимость протекает в форме, когда уже не обойтись без специализированного, на 12 — 15 недель, лечения. Ведь она тянет за собой серьезные последствия: избыточное стимулирование мозга, инфантилизация личности, психические сбои, «телефонная шея», ­проблемы с аппетитом (как следствие, с ЖКТ), туннельный синдром в запястье, снижение зрения, дисгармоничное развитие по росту или по массе тела…


Как обезопасить чадо?

Эксперт по детской безопасности Константин Игнатьев подчеркивает: важно помогать ребенку разобраться с тем, как устроена сеть, и предупредить о возможных угрозах. Поэтому, кроме технических решений вроде специальных программ родительского контроля, сегодня предлагают еще и образовательные — как, допустим, недавно появившийся специализированный сайт ЮНИСЕФ и МВД kids.pomogut.by. Под эгидой ЮНИСЕФ проходил и детский хакатон Save the Net, во время которого подростки учились создавать чат‑боты, ведь именно принцип «равный обу­чает равного» самый эффективный.

Но ни одно приложение не способно заменить человеческие отношения, поэтому родителям нужно договориться об основных правилах поведения: не пользоваться гаджетом во время обеда, играть в онлайн‑игры только определенное время, не сидеть с телефоном после 22.00… Впрочем, эффект будет, только если этого будут придерживаться все члены семьи…

А что касается рисков для здоровья, то здесь помогают простые советы.

♦ Оцените необходимость использования устройств.

Перед покупкой новой игрушки задумайтесь, действительно ли она нужна ребенку. Может, лучше вместе прочитать сказку или провести увлекательный эксперимент, а не в очередной раз обращаться к поисковым системам?

♦ Объясняйте ребенку свою позицию.

Запреты без объяснений — ваш главный враг в поиске взаимопонимания. Разговаривайте, рассказывайте о вреде долгого использования телефонов и планшетов. Со временем вы увидите, что такие беседы не проходят даром.

♦ Ограничьте время пользования гаджетами.

В младшем возрасте это до часа в день, если не вдвое меньше. А дети до трех лет, предупреждают психотерапевты, вообще не должны сидеть с гаджетами, максимум — полчаса мультиков в день.


БУДЬТЕ В КУРСЕ

• Не переходите по сомнительным ссылкам из писем, сообщений в мессенджерах или СМС, не давайте приложениям доступ к тем функциям, которые им не нужны.

• Регулярно устанавливайте обновления для операционной системы и для приложений, используйте сложные и разные пароли, приложения только из официальных магазинов и надежные защитные решения.

• Важные данные стоит копировать с устройства и хранить отдельно.

ТОП‑5 МЕССЕНДЖЕРОВ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ В БЕЛАРУСИ

Viber — 97 процентов опрошенных.

Чаты во ВКонтакте — 76 процентов.

WhatsApp — 46 процентов.

Skype — 44 процента.

Telegram — 39 процентов.

sb.by

Предыдущая статья

Об информационном суверенитете, вызовах и честном разговоре с людьми - Александр Лукашенко высказался о работе госСМИ