banner

С начала года изменилась система регистрации ДТП с участием охотничьих животных: каковы первые результаты

19 Марта’21
566


Пешеходы бывают разные, в том числе и на четырех ногах. Они в правилах дорожного движения не сведущи.

Для них полоса без деревьев, покрытая не шишками и травой, а асфальтом, зимой соленым и вкусным, является препятствием на пути к излюбленным местам выпаса или размножения, которую они и преодолевают — увы, зачастую неудачно. В числе новых правил охоты, действующих в нашей стране с 1 января 2021 года, — упрощение порядка оформления документов при обнаружении погибшего, в том числе в аварии, дикого животного. Обязательным пунктом стало также сообщение об инциденте на круглосуточный телефон доверия Государственной инспекции охраны животного и растительного мира. Это позволило подсчитать количество копытных животных, которые становятся жертвами столкновения с автомобилями. Признаться, цифры корреспондента «Р» впечатлили.

Сезонные всплески аварий с участием диких животных случаются весной, когда молодняк, изгнанный матерями, которые ждут новое потомство, мигрирует в поисках мест комфортного обитания, а также в брачный период, который длится с августа по ноябрь. Впрочем, животные нередко появляются на дороге и в остальное время года. Большинство ДТП с участием копытных происходит ночью, ведь днем у водителей обзор обширнее, а стало быть, есть больше возможностей вовремя среагировать. При этом нужно помнить, что поведение диких животных совершенно непредсказуемо. Если лось пересек дорогу перед вашим авто на безопасном расстоянии, расслабляться и разгоняться не стоит: в следующую секунду рогатый путник может повернуть обратно.

— Аварии с участием животных представляют серьезную угрозу здоровью и жизни людей, ущерб для их имущества, а также потери охотничьих хозяйств, — отмечает Ольга Громович, специалист по связям с общественностью Гос­инспекции. — Ведь для зимней подкормки копытных охотничьи хозяйства заранее заготавливают сено, запасаются солью и зерном, то есть несут материальные затраты. При сокращении численности охотничьих животных реализуется меньше разрешений на их добычу. Раньше статистику по ДТП с животными никто не вел. Мы проявили инициативу в этом вопросе и увидели реальные масштабы проблемы.

Как сообщили в Госинспекции, по состоянию на 17 марта зафиксировано 311 фактов ДТП с участием копытных, причем в некоторых авариях гибнет сразу несколько особей. С начала года, то есть всего лишь за два с половиной месяца, погибло 326 животных: 197 косуль, 96 лосей, 25 кабанов, 8 оленей. Большое количество фактов гибели в результате ДТП косули (60,4 процента) и лося (29,4 процента) обусловлено высокой плотностью их населения в угодьях по сравнению с другими видами копытных. Чаще всего копытные охотничьи животные гибли при столкновении с автомобилями в Минской и Витебской областях — 85 и 75 особей соответственно. При этом самый высокий показатель зафиксирован в Полоцком районе — там стали жертвами ДТП 4 лося, 10 косуль и 1 кабан. В Дзержинском районе зарегистрировано 12 фактов гибели животных (1 лось и 11 косуль), по 11 ДТП — в Браславском и Гродненском районах, по 10 — в Минском, Столбцовском и Верхнедвинском. Наибольшее количество аварий с участием копытных отмечено в пятницу и выходные дни, когда транспортные потоки увеличиваются.

Специалисты обращают внимание водителей: если вы сбили сами или обнаружили на дороге раненое или погибшее дикое животное, следует сообщить об этом в милицию или МЧС. Те поставят в известность представителей местных властей, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, ветеринарной службы, пользователей охотничьих угодий. При необходимости животному окажут помощь или же составят акт об его гибели. Увозить с собой тушу нельзя, это расценивается как незаконная транспортировка дичи, за которую грозит уголовная ответственность.

 Госинспекторы выезжают на место ДТП с участием животных только в том случае, когда тушу незаконно увозят с места происшествия, — подчеркнула Ольга Громович. — Так, в Оршанском районе у обочины дороги Санкт-Петербург — Одесса сотрудники ГАИ обнаружили останки лосихи, а на самой дороге — след от столкновения животного с транспортом. В ходе совместного расследования установили личность подозреваемого в незаконной разделке и транспортировке. Им оказался житель агрогородка Бабиничи. В его доме нашли нож, топор и одежду со следами крови и шерсти, возбуждено уголовное дело.

Разумеется, в стране применяются меры, препятствующие выходу животных на дороги и предупреждающие о такой вероятности. Проезжая по трассам, многие замечают и защитные ограждения вдоль леса, и специальные дорожные знаки. Однако высокоэффективными их не назовешь: ограждения прерываются, например, в местах примыкания других дорог или при выходе на поле. Знаки же не все водители принимают во внимание. Как показывает мировая практика, наилучшим выходом могли бы стать экодуки — эстакада над автомобильной дорогой или туннель под ней, предназначенные именно для животных. Однако стоят эти сооружения недешево.

Госинспекция проведет обстоятельный анализ ситуации с гибелью диких животных в ДТП и по итогам года проинформирует Постоянную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров для выработки мер, способствующих улучшению ситуации.

СБ

Предыдущая статья

20 марта «прямую линию» проведет заместитель председателя райисполкома Игорь Кашкевич