Казалось бы, многочисленные истории об уловках цифровых мошенников уже сами по себе могли бы стать «прививкой» от обмана. Но количество преступлений, связанных с телефонным и интернет-мошенничеством в республике растет. Чаще всего злоумышленники играют на сострадании или невнимательности потенциальных жертв.
В последние недели на Гродненщине активизировалась старая проверенная схема: позвонить и сообщить, якобы близкий родственник попал в беду, а затем предложить помощь за энную сумму. Излишняя доверчивость граждан, состояние стресса, к сожалению, позволяют злоумышленникам достигать преступных целей.
– Стереотип, что потерпевшими от вишинга становятся только люди пенсионного возраста. Риску подвержены все слои населения. К примеру, в 2021 году жертвами мошеннических действий в 13 процентах случаев стали лица пенсионного возраста; 11 процентах – педагоги и учащиеся; 9 процентах – неработающие; 7 процентах – специалисты различных сфер с высшим образованием; 6 процентах – врачи и медперсонал, – приводит данные официальный представитель прокуратуры Гродненской области Татьяна Невмержицкая.
Вот еще одна схема: звонок на ваш мобильный может поступить от якобы «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» с информацией о подозрительной операции по карте. Под предлогом спасения денежных средств мошенники убеждают клиента совершить ряд действий, в результате которых последний, ничего не подозревая, добровольно сообщает данные платежной карты и вверяет тем самым похитителям свои денежные средства. Иногда мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение якобы для лучшей защиты – им оказывается программа удаленного доступа и управления, с помощью которой преступнику без проблем удается перевести деньги на свой счет.
Первое, что нужно понимать для безопасности в этом случае: ни один настоящий сотрудник банка не станет запрашивать ваши конфиденциальные данные. Поэтому сообщать кому-либо реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя.
– В случае поступления подобных звонков рекомендуется сразу же обратиться в контакт-центр банка, эмитировавшего карточку, рассказать о ситуации и далее следовать рекомендациям сотрудника банка, – разъясняет алгоритм действий Татьяна Невмержицкая. – Если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты карточки или был установлен факт хищения денежных средств, следует сразу же заблокировать карточку и обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
В последнее время стали появляться более сложные схемы: к звонкам от «банковских работников» добавились звонки от «правоохранительных органов», которые подтверждают, что кто-то пытается украсть деньги клиента, и лучший способ их спасти – перевести на «безопасный» счет.
Одним из новых способов является звонок от «банковского работника», который в разговоре указывает, что кто-то пытается взять кредит на имя клиента. Потерпевшему для сохранности денег предлагается заблокировать карту и изменить пароль интернет-банкинга. Пойдя на поводу у злоумышленников и подтвердив всю необходимую информацию, человек обнаруживает пропажу со счета денежных средств.
– В феврале прошлого года с карт-счета жителя Гродно под аналогичным предлогом «защиты» денежных средств мошенникам удалось похитить более 75 000 рублей. В ходе расследования уголовного дела стало известно, что потерпевшему позвонили по мессенджеру от имени сотрудника банка, обманным путем получили сведения о паспортных данных и кодах, поступавших на его телефон в виде SMS. Благодаря полученным данным обеспечили себе доступ к системе интернет-банкинг и перевели деньги на подконтрольные счета. К слову, потерпевший имеет высшее образование и работает айтишником, – привела пример из практики официальный представитель прокуратуры области.
Вам пришло сообщение о выигрыше крупной суммы? Не торопитесь планировать покупки. Особенно если для получения выигрыша у вас просят реквизиты карты и другую конфиденциальную информацию. Это еще одна распространенная схема мошенничества. Насторожить должна и просьба заплатить перед получением выигрыша небольшую «комиссию» либо осуществить «закрепительный платеж».
– Чтобы не стать жертвой мошенничества, необходимо подвергать сомнению полученную по телефону информацию. Критически оценивайте ситуацию и проявляйте бдительность. В случае, если вам позвонили с незнакомого номера и представились вашим близким либо сотрудником правоохранительного органа, сообщают о том, что ваш родственник, знакомый или друг попал в беду и для помощи необходимы деньги, первое и самое главное – сразу же прекратите разговор. Используя психологические приемы, мошенники управляют вашим состоянием, играют на эмоциях, чтобы внушить нужную для них информацию. Сохраняйте спокойствие и самообладание, перезвоните близким и узнайте, где они находятся, – разъясняет правила цифровой безопасности Татьяна Невмержицкая.
От редакции остается только добавить: очень сложно вычислить мошенников и уж тем более вернуть потом деньги. Не хотите расставаться со сбережениями – просто не поднимайте трубку с незнакомых номеров, особенно зарубежных. Либо сразу же прекращайте разговор, если увидели в нем хоть одну из перечисленных выше схем.
Елизавета Гончаренко
Фото из архива "ГП"