banner

Не укради!

29 Марта’24
207

pokushenie-na-krazhu.jpgПреступления против собственности являются наиболее распространенными не только в нашей стране, но и во всем мире, а из них наибольшее количество преступлений приходится на хищения.

Согласно Примечанию к Главе 24 УК Республики Беларусь «Преступления против собственности» (далее – Примечание к Главе) под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или модификации компьютерной информации.

Таким образом, из определения хищения следует, что оно выражается в различных формах, при этом на долю краж приходится наибольшее количество преступлений. Данный факт является логичным, поскольку в подавляющем количестве случаев человек стремится, чтобы его никто не увидел и не застал в момент совершения преступления.

Из этого следует, что кража, по сути, является тайным похищением имущества.

Согласно сведениям статистики, из 58 уголовных дел, рассмотренных судом Свислочского района в 2023 году, 24 (41,4%) составили различные формы хищений. За совершение непосредственно краж судом рассмотрено 12 дел, или 50% от всех форм хищений и 20,7% от всех рассмотренных судом дел.

Ответственность за хищение имущества путем кражи предусмотрена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Республики Беларусь.

При этом не подлежит уголовной ответственности лицо, совершившее хищение имущества юридического лица, в том числе, путем кражи в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, или хищение имущества физического лица, в том числе, путем кражи в сумме не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Таким образом административная и уголовная ответственность за хищение путем кражи разграничиваются.

Административная ответственность за совершение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытку такого хищения наступает по статье 11.1 КоАП («Мелкое хищение имущества»), которая предусматривает наложение взысканий в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин (в настоящий момент от 80 до 1200 рублей), или общественных работ на срок от восьми до шестидесяти часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Так, М., находясь во дворе одного из домовладений в городе Свислочь, похитил из хозяйственной постройки путем кражи принадлежащий К. змеевик, изготовленный из латуни, стоимостью 40 рублей 07 копеек, причинив потерпевшему имущественный вред, чем совершил мелкое хищение.

Поскольку размер причиненного имущественного ущерба на момент совершения мелкого хищения не превышал двух базовых величин, то есть 74 рублей, действия М. были квалифицированы по статье 11.1 КоАП, и постановлением судьи суда Свислочского района он был подвергнут административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере трех базовых величин, что составило 111 рублей.

Из изложенного можно сделать вывод, что мелкое хищение признается административным проступком, исходя из стоимости похищенного имущества и способов его совершения.

Уголовная же ответственность за тайное похищение имущества (кражу) предусмотрена статьей 205 УК.

При этом хищение может быть как простым, так и квалифицированным (квалифицирующими являются признаки состава преступления, которые свидетельствуют о резко повышенной общественной опасности деяния в сопоставлении с основным составом).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 год № 15 «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества» (далее – Постановление № 15), похищение имущества признается тайным (кражей) (статья 205 УК), когда совершено в отсутствие потерпевшего или иных лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них и виновный осознавал эти обстоятельства. В случаях, когда потерпевший или иные лица понимали, что происходит похищение, но виновный, исходя из окружающей обстановки, считал, что действует незаметно для них, содеянное надлежит квалифицировать как кражу.

Если похищение совершено в присутствии лиц, не способных по возрасту или умственному развитию либо по иным причинам (состояние сильного опьянения, сон и т.п.) осознавать происходящее, на что и рассчитывал виновный, действия также надлежит квалифицировать также, как кражу.

Простыми словами, тайный способ хищения может иметь место в четырех случаях. Во-первых, завладение имуществом происходит в отсутствие потерпевшего и иных лиц. Во-вторых, завладение имуществом осуществляется в присутствии указанных лиц, но незаметно от них. В-третьих, завладение имуществом происходит в присутствии вышеперечисленных лиц, понимающих, что совершается кража, однако виновный, добросовестно заблуждаясь, полагает, что действует незаметно от них. В-четвертых, завладение имуществом осуществляется в присутствии других лиц, не желающих препятствовать хищению или разоблачать виновного, и преступник понимает это.

Так, Р., находясь в состоянии алкогольного опьянения в помещении кухни одного из домов городского поселка Порозово Свислочского района, тайно похитил из барсетки принадлежащие Д., 10 рублей и 202 доллара США, что по курсу Национального Банка Республики Беларусь по состоянию на дату совершения хищения составило 665 рублей 37 копеек, а всего денежные средства на общую сумму 675 рублей 37 копеек, причинив потерпевшему имущественный вред. При этом Д. в это время спал.

Гражданин А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, тайно похитил бывший в эксплуатации дорожный велосипед, стоимостью 550 рублей, стоявший возле одного из домов агрогородка Корнадь Свислочского района, принадлежащий С., причинив последней имущественный вред.

Приговорами суда Свислочского района граждане Р., А. и Б. были признаны виновными в совершении тайного похищения имущества (кражи), и на основании части 1 статьи 205 УК им было назначено уголовное наказание (в виде общественных работ, штрафа).

Как видно из приведенных примеров, Р., А. и Б. совершили простое хищение, при этом Р. совершил хищение в присутствии потерпевшего Д., однако последний спал и не мог наблюдать этот факт, а А. и Б. совершили хищение в отсутствие каких-либо лиц.

Между тем, санкция части 1 статьи 205 УК, помимо общественных работ и штрафа, также предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, арест, ограничение свободы на срок до трех лет и лишение свободы на тот же срок.

Квалифицирующими признаками, свидетельствующими о повышенной опасности совершенного хищения, являются совершение хищения повторно, группой лиц, с проникновением в жилище, в крупном размере, организованной группой и в особо крупном размере.

Согласно Примечанию к Главе 24, хищение признается совершенным повторно, если ему предшествовало другое хищение или какое-либо из следующих преступлений: хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294), хищение радиоактивных материалов (статья 323), хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327), хищение сильнодействующих или ядовитых веществ (статья 333).

При этом для признания хищения повторным не требуется привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное хищение.

Так, Ш. в один из дней мая, находясь в одном из зданий, расположенных в городе Свислочь, воспользовавшись отсутствием внимания к нему со стороны находившихся в здании рабочих, тайно похитил принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью моток медного электрического кабеля, стоимостью 680 рублей, причинив ему (обществу) имущественный вред.

Он же, повторно, в один из дней июля, находясь в состоянии алкогольного опьянения, проник через незапертые двери одной из хозяйственных построек, расположенных в городе Свислочь, откуда тайно похитил принадлежащие ИП К. продукты питания, после чего, продолжая свои преступные действия, через незапертую дверь проник в фургон стоявшего рядом грузового автомобиля, откуда тайно похитил принадлежащие тому же ИП  продукты питания и денежные средства в сумме 30 рублей, причинив имущественный вред на общую сумму 256 рублей 36 копеек.

Действия Ш. по эпизоду мая были квалифицированы по части 1 статьи 205 УК, поскольку хищение Ш. было совершено впервые, а его же действия по эпизоду июля были квалифицированы по части 2 статьи 205 УК, как совершенные повторно, поскольку ранее он уже совершил хищение.

Таким образом, совершение хищение повторно повлекло для Ш. повышенную ответственность по части 2 статьи 205 УК, санкция которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа, исправительных работ на срок до двух лет, ареста, ограничения свободы на срок до четырех лет и лишения свободы на тот же срок.

Приговором суда Ш. был признан виновным в тайном похищении имущества (краже), а также в тайном похищении имущества (краже), совершенном повторно, и на основании частей 1, 2 статьи 205, частей 1, 2 статьи 72 УК ему назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на два года без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Согласно статье 17 УК, преступление признается совершенным группой лиц, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении данного преступления в качестве его исполнителей (соисполнительство).

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления.

Так, К. и С., действуя по предварительному сговору группой лиц, в один из дней первой декады июля, с целью совершения хищения путем повреждения запирающих устройств входной двери проникли в один из жилых домов, расположенных в Свислочском районе, откуда тайно похитили принадлежащее Б. имущество, причинив потерпевшей имущественный вред на общую сумму 68 рублей.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что К. и С. предварительно договорились о совершении хищения имущества из жилого дома, а затем вместе его (хищение) совершили.

Приговором суда Свислочского района К. и С. были признаны виновными в тайном похищении имущества (краже), совершенном группой лиц, с проникновением в жилище, и, с учетом добровольного возмещения ущерба, причиненного преступлением, каждому из них было назначено наказание в виде штрафа в размере сорока базовых величин, что составило 1480 рублей.

Согласно пункта 27 Постановления № 15, при квалификации хищения по признаку проникновения в жилище следует иметь в виду, что под таким проникновением следует понимать тайное или открытое вторжение в жилище с целью совершения кражи, грабежа или разбоя. Оно может совершаться как с преодолением препятствий, сопротивления людей или путем обмана, так и беспрепятственно, а равно с помощью приспособлений, позволяющих виновному извлекать похищаемое имущество без входа в жилище.

Решая вопрос о наличии в действиях лица признака проникновения в жилище, необходимо выяснить, с какой целью виновный оказался в жилище и когда именно у него возник умысел на завладение имуществом. Если лицо вначале находилось в жилище без намерения совершить хищение, но затем завладело имуществом, в его действиях указанный признак отсутствует.

Таким образом, действия лица, проникающего любым способом (выставив окно, вырвав пробой двери, сорвав замок и т.д., а равно через незапертую дверь) в жилище и к этому моменту решившего совершить из него хищение имущества, будут квалифицированы, в том числе, по признаку проникновения в жилище. Однако если лицо находилось или проникло в жилище с целью, отличной от совершения хищения, а затем, уже находясь в жилище, решило совершить хищение какого-либо имущества, его действия по признаку проникновения в жилище квалификации не подлежат.

Согласно пункту 28 Постановления № 15 под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.).

В понятие «жилище» не могут включаться помещения, не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения).

Таким образом любой дом, в котором имеется возможность для проживания человека, будет считаться жилищем, а действия виновного лица будут квалифицированы, в том числе, по признаку проникновения в жилище.

Выделение данного квалифицирующего признака связано с основополагающим принципом неприкосновенности жилища, закрепленным во многих международных и национальных правовых актах, с защитой права собственности. Защита данного принципа признает, что каждый человек имеет право на спокойную и неприкосновенную жизнь в своем жилище, распоряжения им по собственному усмотрению.

Так, Т., Ч. и Р., действуя группой лиц по предварительному сговору, Т. и Ч. – повторно, используя в качестве средства совершения преступления легковой автомобиль, в период времени с октября до января, путем вырывания пробоев и срывания навесных замков входных дверей проникли в квартиру, расположенную в одном из домов в агрогородке Туча Клецкого района, а также в хозяйственные постройки, расположенные во дворе вышеуказанного дома, откуда тайно похитили принадлежащее Л. имущество, причинив потерпевшему имущественный вред на общую сумму 1477 рублей.

Они же повторно, действуя группой лиц по предварительному сговору, используя в качестве средства совершения преступления легковой автомобиль, в период времени с 12 декабря по 06 марта путем повреждения замка на калитке проникли на территорию домовладения, расположенного в деревне Ковали Свислочского района, где, путем выбивания двери, проникли в жилой дом, в котором, путем повреждения замка, проникли в помещение кладовой, откуда тайно похитили принадлежащее Г. имущество, после чего, путем срыва навесного замка, проникли в помещение сарая по вышеуказанному адресу, откуда тайно похитили принадлежащего Г. имущество, причинив потерпевшему имущественный вред на общую сумму 267 рублей.

Всего Т., Ч. и Р. совершили 32 эпизода хищений на территориях населенных пунктов Гродненской, Минской и Брестской областей.

Приговором суда Свислочского района Т., Р. и Ч. были признаны виновными в тайном похищении имущества (краже), совершенном повторно, группой лиц, с проникновением в жилище. На основании части 2 статьи 205 УК, с учетом положений части 5 статьи 72 УК, так как они ранее уже были осуждены по части 2 статьи 205 УК приговором суда Пружанского района Брестской области, назначено наказание: Т. – в виде лишения свободы сроком на четыре года с отбыванием в исправительной колонии в условиях строгого режима; Р. – в виде лишения свободы сроком на два года с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего режима; Ч. – в виде лишения свободы сроком на три года шесть месяцев с отбыванием в исправительной колонии в условиях строгого режима. Этим же приговором с обвиняемых в общей сложности в пользу потерпевших взыскано в возмещение материального вреда более 27000 рублей, а также компенсация морального вреда на общую сумму 1000 рублей.

Согласно пункта 25 Постановления № 15 вопрос о размере похищенного решается в порядке, предусмотренном в Примечанием к главе 24 УК.

Согласно Примечанию к Главе 24, значительным размером (ущербом в значительном размере) в статьях настоящей главы признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом в крупном размере) – в двести пятьдесят и более раз, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Из того же пункта 25 Постановления № 15 следует, что как хищение в крупном или особо крупном размере должны квалифицироваться действия и при совершении продолжаемого хищения, когда общая стоимость похищенного имущества соответственно в двести пятьдесят и более или в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

При этом продолжаемым хищением следует считать неоднократное противоправное безвозмездное завладение имуществом с корыстной целью, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, если они совершены при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у лица общей цели и единого умысла на хищение определенного количества материальных ценностей.

При определении стоимости похищенного имущества следует исходить, в зависимости от обстоятельств приобретения его собственником, из государственных розничных, рыночных, комиссионных или иных цен на день совершения преступления. При отсутствии цены, а при необходимости и в иных случаях стоимость имущества определяется на основании заключения эксперта.

Согласно пункту 26 Постановления № 15 если при совершении хищения умысел виновного был направлен на завладение имуществом в крупном или особо крупном размере и он не был осуществлен по не зависящим от виновного обстоятельствам, содеянное надлежит квалифицировать как покушение на хищение в крупном или особо крупном размере независимо от размера фактически похищенного.

Ответственность за совершение кражи, совершенной в крупном размере, и за совершение кражи, совершенной организованной группой либо в особо крупном размере, наступает, соответственно, по части 3 и 4 статьи 205 УК, и влечет за собой назначение наказания, соответственно, в виде ограничения свободы на срок от двух до пяти лет или лишения свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа, и лишения свободы на срок от трех до двенадцати лет со штрафом.

Судом Свислочского района дела по части 3 и 4 статьи 205 УК в 2023 году не рассматривались.

И административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 11.1 КоАП, и уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 205 УК, наступает с 14-летнего возраста. Это означает, что отвечать за совершение кражи будет виновный, которому исполнилось на момент совершения правонарушения или преступления четырнадцать лет.

Привлечение к административной и уголовной ответственности за совершение кражи, а равно и иного любого деяния, влечет за собой различные негативные последствия. Так, наличие судимости может ограничивать возможность поступления на государственную службу, службу в военизированных подразделениях, занятия руководящих должностей. При этом у виновного лица возникает обязанность по возврату потерпевшему похищенного имущества в надлежащем виде, а в случае отсутствия такового (имущество продано иным лицам, денежные средства потрачены, продукты питания употреблены в пищу, спиртные напитки выпиты), потерпевший может поставить вопрос о возмещении ему не только материального вреда, но и денежной компенсации морального вреда, которая, зачастую, значительно превышает выгоду от совершения хищения.

Дмитрий ЦИУНЧИК, председатель суда Свислочского района

Фото носит иллюстративный характер

Предыдущая статья

Выпускные вечера в школах Беларуси пройдут 14 июня