banner

Об изменениях в нотариальной сфере, отсрочке от призыва и трудовых отношениях

04 Сентября’19
1297

В Свислочи в форме «круглого стола» прошло совещание с участием заместителя министра юстиции Республики Беларусь Николая Старовойтова, председателя Белорусской республиканской коллегии адвокатов, члена Совета Республики Виктора Чайчица, председателя Гродненской областной коллегии адвокатов Вадима Черепицы, начальника Главного управления юстиции Гродненского областного исполнительного комитета Елены Юргель, заведующего юридической консультацией Свислочского района Натальей Дударь, председателей и управляющих делами местных сельских исполнительных комитетов.


Обсуждались вопросы планируемых изменений в нотариальной сфере, нововведения по службе в армии, действующие с 10 августа текущего года в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 23.07.2019 г. № 231-З «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства», а также изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь, которые будут внесены Проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении некоторых законов Республики Беларусь», принятом парламентом во втором чтении.

Николай СТАРОВОЙТОВ: – В первом чтении принят проект закона об изменениях закона по вопросам нотариальной деятельности. Проектом предусмотрено, что полномочия по удостоверению завещаний, доверенностей, согласий будут переданы от уполномоченных должностных лиц сельских, поселковых исполкомов нотариусам. Чем это вызвано? Прежде всего мы хотим поднять на более качественный уровень совершение этих нотариальных действий. Нотариусы – это люди специально обученные, имеющие юридическое образование. И чтобы все было правильно оформлено, особенно по завещаниям, мы предлагаем сократить юрисдикцию управделами и расширить полномочия нотариусов.

Прежде чем внести данные изменения, мы изучаем обстановку на местах, смотрим, как это будет работать. С этой целью приехали и в Свислочь. Мы хотим, чтобы наши предложения не расходились с реальными делами. Поэтому сегодня ценно каждое ваше мнение.

К сведению, в прошлом году нотариусы совершили 1 млн 300 тыс. нотариальных действий, уполномоченные должностные лица – 22 тыс.

Виктор ЧАЙЧИЦ: – Стоит вопрос в доступности и своевременности совершения этих нотариальных действий. Сможем ли мы удовлетворить пожелания людей, чтобы нотариус был в том месте, где он на данный момент нужен?

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Новодворского сельисполкома: – Считаю решение правильным. И, думаю, меня в этом поддержат и мои коллеги. Каждый должен заниматься своим делом. Управделами нотариальные действия совершают, не имея специального юридического образования. Говоря о доступности, подчеркну, что за последние несколько лет в порядке срочности нотариальные действия не оформлялись.

Виктор АКУДОВИЧ, председатель Порозовского сельисполкома: – Единогласно – вы на правильном пути. Это кроме всего и большая экономия средств. Не придется приобретать электронный продукт для внесения информации в единую систему учета нотариальных действий и наследственных дел, канал связи. Мы за то, чтобы действия по удостоверению завещаний, доверенностей, согласий передали нотариусам.


Такого мнения придерживаются и сами нотариусы, о чем было также заявлено. Нет проблем и в плане срочности оформления нотариальных действий. Нотариус готов выехать на место в любую точку района.

Все эти мнения будут учтены при принятии решений, которые лягут в основу законодательной базы, касающейся нотариальных действий.

На заседании даны разъяснения по вопросам призыва и трудового законодательства. Как подчеркнул Виктор Чайчиц, адвокатура сегодня занимается юридической помощью и правовым воспитанием граждан. Самим решать какие-то юридические вопросы, это даже не современно. Разъясняя законодательные акты, адвокаты останавливают людей от противоправных действий. Сегодня, к примеру, неграмотно идет трактовка тех изменений, которые касаются призывников, особенно тех, кто уезжает за границу.

Вадим ЧЕРЕПИЦА: – С 1 августа стартовал очередной призыв на срочную военную службу и службу в резерве. Действующим законодательством предусмотрено, что местные исполнительные и распорядительные органы совместно с военным комиссариатом организуют призыв граждан на срочную военную службу и службу в резерве. Наша встреча своевременна. Актуальность вопроса еще и в том, что 10 августа вступил в силу закон «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства». Некоторые изменения получили общественный резонанс, широко обсуждаются. И касаются они непосредственно отсрочки от призыва. Важно отметить то, что сохранны все отсрочки, предоставляемые ранее (по состоянию здоровья, семейному положению и др.). Изменения лишь коснулись предоставления отсрочек для продолжения образования. Вводится принцип одноразовости предоставления отсрочки. Молодой человек, который поступил в вуз, может воспользоваться правом отсрочки, но в том случае, если она используется первый раз. Для этого он должен явиться в военный комиссариат, предоставить справку, что он зачислен в вуз, и ее он получит на весь период обучения. Если же первокурсник вуза уже использовал право на получение отсрочки, к примеру, проходил профессионально-техническое обучение, то его призовут на службу. Все нынешние призывники, которые поступили в учебные заведения в срок по 9 августа, имеют право на отсрочку. Отсрочки относятся и к молодым людям, которые поступили в аспирантуру и магистратуру. Если молодой человек, воспользовался правом отсрочки во время учебы в вузе, его могут призвать в армию. При этом на время службы за ним сохранится место в учебном заведении и он сможет, вернувшись, продолжить учебу.

Напомню, что, согласно действующему законодательству, магистрант может подать заявления с просьбой о службе в резерве. Это дает возможность не только завершить обучение в срок, но и проходить учебу в соответствии с индивидуально разработанным планом.

Внесены изменения в закон о порядке выезда и въезда в Республику Беларусь. Ранее временное ограничение на выезд за границу касалось тех, кто не являлся по повестке. Согласно внесенным изменениям, к такой категории граждан будут относиться и те, кто скрывает от военкомата адрес своего проживания. Это те молодые лица, которые знают, что попадают под призыв и оснований для отсрочки от призыва у них нет. При этом они не проживают по адресу, который известен в военкомате, и руководствуются принципом «повестку не получил, соответственно, на призывной пункт и не явился». В отношении такой категории граждан военные комиссариату вправе принимать решение о временном ограничении выезда из Республики Беларусь. Чтобы его снять, нужно явиться в военкомат, сообщить о своем месте пребывания и пройти все мероприятия, связанные с призывом.

Еще одно изменение. Граждане, которые без уважительных на то причин не были в армии, не смогут поступать на службу в силовые ведомства. Это ограничительная мера. Помимо того, есть и меры стимулирующего характера. Они связаны с внесением изменений в кодекс Республики Беларусь об образовании. Согласно ему, выпускники, получившие место работы по распределению или направленные на работы в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста рабочего или служащего, добровольно поступившие на военную службу по контракту и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и местные бюджеты средств, затраченных на обучение.


Заведующий юридической консультацией Свислочского района Наталья ДУДАРЬ разъяснила изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь, которые будут внесены Проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении некоторых законов Республики Беларусь», принятом парламентом во втором чтении.

Проектом Закона предусмотрена корректировка более 190 статей и дополнение его двумя новыми главами.

Законодательство о труде предоставляет нанимателю широкие права по заключению с работниками трудовых договоров различных видов, в частности, на определенный срок (срочные трудовые договора, контракты) и на неопределенный срок. Вместе с тем на практике имеют место случаи заключение с работниками трудовых договоров на неопределенный срок или контрактов в ситуациях, когда работа заведомо носит срочный характер. С целью упорядочения заключения срочных трудовых договоров статья 17 ТК излагается в новой редакции с закреплением случаев, когда заключение срочного трудового договора является обязательным, поскольку иными (кроме как срочными) эти трудовые отношения быть не могут.

Так, срочный трудовой договор, за исключением контакта, заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

Особенности регулирования трудовых отношений, основанных на контракте, предложено выделить в отдельную главу. В статью 18 вносятся дополнения в целях исключения возможности сторон в одностороннем порядке изменять ранее заключенный трудовой договор. Каждая страница трудового договора и приложений к нему нумеруется и подписывается работником и нанимателем либо уполномоченным им должностным лицом. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у нанимателя.

Перечень документов, предъявляемые при заключении трудового договора, установленный ст. 26 ТК, не изменился. Однако нанимателю предоставляется право при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы.

С учетом сложившейся практики временного перевода работника с его согласия на другую работу, в том числе к другому нанимателю предлагается в статье 321 расширить возможности нанимателей по временному переводу работника, в том числе к другому нанимателю, на срок до 6 месяцев. Это позволит временно заполнить рабочее место на период поиска подходящего работника, а также повысить мобильность трудовых ресурсов. При этом детально регламентируются правовые последствия такого перевода и закрепляется гарантия возврата работника на прежнее рабочее место по истечении 6 месяцев.

Общая продолжительность временного перевода в случае простоя исчисляется за календарный год и не может превышать суммарно шести месяцев в течение него. Направленность данной нормы позволит избежать имеющихся спорных ситуаций в части возможной продолжительности простоя за календарный год, в том числе, когда их было несколько.

В статье 263 ТК предлагается снять запрет на привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, в выходные дни и на направление в служебную командировку женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Предлагается нанимателю предоставить право привлекать таких женщин к этим работам, но только с их письменного согласия.

Присутствующие на совещании получили полную информацию по изменениям в законодательстве. Председатель Гродненской областной коллегии адвокатов и заведующий юридической консультацией Свислочского района готовы дать и в дальнейшем более подробные разъяснения по данным вопросам.

Виктор Чайчиц, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов, член Совета Республики:

08 Октября'24


– Перед нами стоит задача – работать в регионах. Люди интересуются и политическими событиями, и изменениями в законодательстве, поэтому по роду своей основной деятельности хочу знать мнение людей по различным вопросам и, может, где-то разъяснить те изменения, которые сейчас происходят. В частности, сегодня затронули основные положения в трудовом законодательстве и вопросы, связанные с воинской службой. Это была главная цель, для чего мы сюда приехали. Мы убедились, что председатели сельсоветов все на своем месте, высказывают очень серьезные предложения по обустройству жизни населения. Они знают свои регионы, нужды людей. И это, безусловно, радует. В процессе общения мы наладили тесные контакты и будем рассчитывать на получение информации из региона. В случае возникновения вопросов они будут активнее и смелее обращаться к нам. Это то важное, чего мы достигли в процессе нашей совместной работы.


Марина ЯНЮК

Фото автора

Предыдущая статья

Состав окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва