Последовательные решения Главы государства
Итак, об этой директиве говорят как о логичном и последовательном продолжении той политики, которую Александр Лукашенко ведет на протяжении трех десятков лет своего президентства. Акцент на дисциплину и самодисциплину, исполнительность, повышение эффективности, достижение результата Глава государства делал всегда.
– Это не тенденция последнего времени, – обращает внимание депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин. – Это, собственно, то, с чем Президент приходил к власти в 1994 году. Когда мы с вами голосуем за нашего Главу государства, мы голосуем именно за этот стиль – требовательный, нацеленный на результат и повышенную дисциплину. И требователен Александр Лукашенко как к своей команде, так и прежде всего к самому себе. Назначая новое поколение руководителей, он транслирует этот посыл и им. Но речь в данном случае не только о руководителях (хотя о них в первую очередь), а о каждом специалисте. В директиве все расписано очень четко. Если же вчитаться между строк, то основная мысль следующая: если что-то делаешь – смотри на результат, залог успеха – твоя дисциплина, планируя – выполняй. За годы президентства Александра Лукашенко у нашей страны сложился имидж.
У нас есть порядок, дисциплина, эффективность. Кроме того, когда руководитель прячется за спиной Президента, когда уклоняется от принятия решений, когда перекладывает ответственность «наверх», а перед подчиненными оправдывается: мол, я же хочу, но меня держат за пиджак – такая тенденция приводила порой к не очень хорошим результатам во многих регионах. Поэтому теперь ключевое напутствие – «принимай решение». Посоветуйся, согласуй, но принимай. А перекладывать ответственность не нужно.
Планы на ближайшую пятилетку

От общего – к частному. Вот лишь несколько акцентов директивы, которые прописала в своем сообщении пресс-служба Главы государства. В соответствии с директивой недопустимо вмешательство государственных органов, должностных лиц в компетенцию друг друга. Исключаются формирование и функционирование советов, комиссий, групп, других экспертных и консультативно-совещательных структур, подменяющих государственные органы, кроме непосредственно предусмотренных законодательными актами. Запрещается необоснованное проведение совещаний, в том числе в дистанционном формате. Документом предусматривается внедрение в практическую деятельность современных цифровых технологий в государственном управлении, повышение эффективности служебных командировок, проведение обязательной оценки состояния исполнительской дисциплины в государственном органе, учет ее при продлении либо заключении с руководителем этого органа контракта на новый срок, принятии решений по результатам аттестации данного руководителя, повышении его в должности, представлении к государственным наградам. Директива содержит нормы о необходимости упорядочить процесс сбора информации и сократить избыточные запросы в адрес юридических лиц, а также обеспечить информационную безопасность.
– Дисциплину не стоит путать с организацией бесконечных проверок, совещаний, разного рода контрольных мероприятий со стороны вышестоящих инстанций либо перекрестного контроля. Наоборот, когда происходит чрезмерное нагнетание алармистских настроений бесконечными совещаниями, рабочими группами, летучками и так далее, это вносит в работу органов государственной власти ненужный сумбур и хаос.
Директивой № 11 Глава государства стремится добиться повышения качества эффективности государственного управления, что, в свою очередь, будет способствовать реализации тех амбициозных задач, которые определены на ближайшую пятилетку. Необходимо понимать, что такого рода нормативные документы рождаются не на пустом месте, а на основе ранее полученной и тщательно проанализированной информации. Видимо, в определенных ведомствах, организациях, в том числе на местах, несколько перебарщивают с бюрократией. Я напомню, что есть еще одна директива Президента – о дебюрократизации государственного аппарата, которая не всегда выполняется в полной мере. В этой связи, конечно, необходимо наведение порядка: упорядочить систему принятия решений, избавить госслужащих от несвойственных им функций и перевести все эти процедуры вроде межведомственных рабочих групп и собраний в более оперативный режим, – говорит депутат Палаты представителей Национального собрания Александр Шпаковский.
Фактор успешного развития страны
Директиву о совершенствовании работы органов власти и усилении технологической дисциплины эксперты обсуждают и в контексте повышения качества жизни (в пятилетку качества – оно и понятно), в том числе в общественно-политическом пространстве. Одна из важнейших задач – спрогнозировать политические последствия любого решения. Достичь поставленных целей, подчеркивает аналитик Белорусского института стратегических исследований Сергей Жук, можно только совместными усилиями государственной власти, общества и каждого гражданина:
– С момента проведения президентских выборов мы видим, что взят высокий темп выполнения предвыборных обещаний. Развитие и процветание страны во многом определяется эффективным взаимодействием органов власти и гражданского общества. Важный этап для выполнения поставленных целей – совершенствование нормативно-правовой инфраструктуры. И в этом ключе имеет огромное значение Директива № 11, основным посылом которой выступает новое качество государственного управления. Эффективно функционирующая и адаптивная система органов власти должна сформировать условия для развития как реального сектора экономики, так и сферы услуг, общественных и гражданских инициатив. Конечная цель – нулевой уровень бюрократии. Скажем, что касается вопроса ускорения цифровизации государственного сектора, в том числе органов государственной власти, – это предполагает и минимизацию бумажного документооборота, и цифровизацию с упрощением административных процедур, и оптимизацию межотраслевого документооборота. А в конечном счете важно выйти на «бесшовное» взаимодействие между государством, населением и субъектами хозяйствования.
Директива, кроме того, является логическим продолжением принятого в феврале Указа «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня».
В свою очередь, это позволит снизить нагрузку на центральные органы власти, которые больше внимания смогут уделять вопросам стратегического планирования и управления. В целом благодаря этой директиве должна полноценно заработать формула «больше возможностей – выше ответственность».
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:– Если мы хотим иметь эффективное государство, то начинать надо с оптимизации управленческих процессов, тотальной дебюрократизации и железной исполнительской дисциплины. В конечном счете от этого зависит доверие народа. Все, что мы обещали людям вместе с вами в предвыборную кампанию, мы обязательно должны реализовать. И мы это сделаем.
На заседании Президиума Всебелорусского народного собрания, 11 февраля 2025 года.
Прямая речь
Николай Орел, заместитель председателя Свислочского райисполкома, депутат районного Совета депутатов:
– Директива расставила наиболее важные акценты, на которые каждый государственный орган должен сделать упор в своей работе, а если конкретнее, то в самоорганизации своей работы. В первую очередь это касается подбора кадров, организации работы в плане документооборота. Стоит задача максимально исключить бумажный документооборот, излишнюю отчетность.
Документ призван исключить вмешательство государственных органов и должностных лиц в компетенцию друг друга, а также дублирование полномочий разными ветвями власти. Каждый должен заниматься своим делом.
Директива №11 повышает не только дисциплину и ответственность государственных служащих, но также направлена на повышение социальной ответственности белорусов. Документ принят в развитие указа «О пятилетке качества» и в очередной раз подчеркивает, что улучшить нашу жизнь мы сможем только вместе.