1 октября председатель Гродненского облисполкома С. Б. Шапиро дал вторую пресс-конференцию для журналистов. Как заметил Семен Борисович, первая встреча проходила в то время, когда у него еще не сформировалось мнение об области. «Тогда я еще передвигался по региону с компасом, — пошутил губернатор. — Сейчас компас отложен в сторону, но иногда беру в помощь карту. Не побывал еще на всех предприятиях, однако впечатление об области уже сложилось».
Об области и Гродно
Давая характеристику Гродненщине, губернатор отметил, что это область с огромнейшим потенциалом, замечательными, высокообразованными специалистами, руководителями, богатой культурой. «Очень нравится город Гродно. Начинаю город любить, люблю проехать по отдельным его уголкам. Вижу, что надо сделать, проблемы, которые надо решать, – сказал Семен Борисович. – Верю, что Гродно будет самым уютным городом Беларуси».
О конкуренции регионов
Отвечая на вопрос о продвижении гродненской продукции на рынки других областей и наоборот, С. Б. Шапиро заметил, что, если мы будем оберегать своих производителей, то отстанем навсегда. Создание удельных княжеств порождает только проблемы для государства. Сегодня ставится задача из 9 предприятий молочной отрасли и 5 мясоперерабатывающих создать 2 структуры с серьезными брэндами. Это позволит завоевывать рынки других регионов нашей страны.
Будущее экономики в стоимости энергоресурсов
Проблемы энергодефицита на Гродненщине будут решаться за счет строительства Островецкой АЭС и Зельвенской угольной станции. Это позволит не только удовлетворить потребности региона, но и продавать излишки энергии. Ставится задача во всех регионах развивать альтернативные виды топлива.
Главный двигатель – окупаемость бизнес-проекта
Давая оценку инвестиционному климату в области, председатель облисполкома отметил, что главное в получении инвестиций не в финансовых средствах (деньги есть), а в дефиците эффективных, высокоокупаемых бизнес-проектов. Потому и банки осторожничают.
Чтобы активизировать этот процесс, руководителей всех предприятий попросили предоставить бизнес-планы, рассчитанные на 50–60-процентное увеличение объемов производства в следующей пятилетке.
Делаются конкретные шаги по реализации крупного инвестиционного проекта ОАО «Гродно Азот», прорабатывается вопрос о строительстве на Гродненщине еще одного сахарного завода, в перспективе – строительство крупной птицефабрики (первая очередь – 100 тыс. т мяса). Также изучается рынок для возможности строительства фабрики макаронных изделий.
Грубейшая ошибка – недоверие молодым
Председатель облисполкома высоко оценил инициативу тех руководителей, которые эффективно развивают хозяйственный способ строительства в сельской местности. Приветствует он также и деловые контакты руководителей с зарубежными компаниями.
Семен Борисович подчеркнул, что в целом кадры на Гродненщине сильные, но надо доверять молодым. «У нас многие становятся руководителями незадолго до выхода на пенсию, это неправильно». Здесь председатель облисполкома вспомнил, что ему доверили возглавлять хозяйство в 28 лет, и это была единственная должность, которой он желал всей душой: ложился спать и не мог дождаться утра, чтобы поскорей идти на работу. Надо менять отношение к молодым, срочно менять ситуацию, когда у молодого специалиста нет выходных. Надо обеспечить молодому специалисту достойную зарплату, считает председатель облисполкома.
Власть – это огромнейшая ответственность
С этой фразы Семен Борисович начал ответ на вопрос о реконструкции Коложи. «Мучительно больно, когда видишь, что был не прав в принятом решении по отношению к судьбе человека, – сказал он. – А здесь речь идет об историческом наследии. Не хотелось бы, чтобы наши потомки говорили, что в 2010 году мы что-то сделали не так. Поэтому мнение специалистов здесь должно быть главным. Мое мнение будет последним».
В планах председателя облисполкома включение белорусской части Августовского канала в свободную экономическую зону «Гродноинвест» для привлечения инвестиций и развития туризма. В следующем году намечается строительство нового железнодорожного вокзала в Гродно, объектом туризма планируется сделать Поречье, где была первая железнодорожная станция. Эти проекты будут реализовываться также с ответственностью перед сегодняшним и грядущим поколениями.
Ядвига КУРИЛО.