banner

Указывать источник средств при уплате сбора на финансирование госрасходов не нужно

17 Февраля’17
1431

Указывать источник средств при уплате сбора на финансирование госрасходов не нужно

 

Сегодня в редакции «прямую линию» и прием граждан провела начальник отдела налогообложения юридических и физических лиц инспекции МНС Республики Беларусь по Свислочскому району Елена Ивановна ЛЕШЕНЮК по вопросам реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». К представителю налоговой службы поступило свыше десятка вопросов.

 

– Нужно ли платить налог человеку, который не пользовался медицинскими и санаторными услугами, не получал государственные пособия?

Л. Н., г. Свислочь.

 

– Плательщиками сбора признаются: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное место жительства, которые не участвовали в 2015 году в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 дней. Периоды участия в финансировании госрасходов определены пунктом 5 Декрета. Декретом определены категории граждан, освобождаемые от уплаты данного сбора. Данные граждане перечислены в пункте 3 Декрета.

 

– Где взять деньги на уплату налога, если в районе негде трудоустроиться?

Жительница Нового Двора.

 

– В соответствии со статьей 37 Налогового кодекса Республики Беларусь исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Источники средств определяются плательщиком самостоятельно.

 

– Почему должны платить налог домохозяйки? Неужели матери, уделяющие максимум внимания своим детям, могут считаться тунеядками?

Н. Н., г. Свислочь.

 

– Согласно подпункту 5.14 Декрета № 3 от 02.04.2015, признаются участвующими в финансировании государственных расходов мать (мачеха) на период воспитания в семье ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

 

– Нужно ли указывать источник уплаченной суммы?

Мария, г. Свислочь.

 

– Источник средств на погашение налогового обязательства определяется плательщиком самостоятельно, указанию при уплате сбора на финансирование госрасходов не подлежит.

 

– Сколько в районе человек попали под Декрет № 3?

Житель Доброволи.

 

– Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 №455-3 «Об информатизации и защите информации» информация о количестве плательщиков сбора на финансирование госрасходов не является общедоступной, в связи с чем разглашению не подлежит.

 

– Есть ли те, кто уже уплатил этот налог? Я имею ввиду – в районе.

Житель Свислочи.

 

– Информация о количестве граждан, уплативших сбор на финансирование государственных расходов, размещена на сайте МНС Республики Беларусь в разделе «Новости Министерства».

 

– Должны ли уплачивать налог неработающие наркоманы, алкоголики, проходящие лечение за счет государственных средств?

Жительница Порозово.

 

– Граждане могут представить в налоговые органы документы, подтверждающие факт временной нетрудоспособности на период нахождения на стационарном лечении (п.п. 5.13 Декрета). Однако период, в течение которого гражданин проходил стационарный курс реабилитации для людей, зависимых от наркотиков и алкоголя, не будет включаться в период участия в финансировании госрасходов (так как период реабилитации не указан в пункте 5 Декрета). В то же время гражданин признается участвующим в финансировании госрасходов в период нахождения в лечебно-трудовом профилактории (подпункт 5.19 Декрета).

 

– Нужно ли платить налог вчерашнему выпускнику профессионального учебного заведения? Сразу после вуза, ссуза молодого специалиста без опыта работы никто не хочет брать на работу. А как же с правом на первое рабочее место?

Т. А., г. Свислочь.

 

– В период участия в финансировании государственных расходов будет включаться период получения образования в дневной форме обучения (подпункт 5.15 Декрета). В случае направления молодого специалиста на работу путем распределения выпускникам в период участия в финансировании госрасходов включается период отдыха продолжительностью 31 день, а в качестве педагогических работников – 45 дней.

 

– Какие документы нужно предоставить, чтобы подтвердить ведение подсобного хозяйства, если земельный участок предоставлен члену семьи. Кто в эту категорию родства попадает?

Житель Свислочи.

 

– В случае отсутствия в налоговом органе информации о факте и периоде ведения личного подсобного хозяйства, гражданин вправе предоставить пояснения и документы, в том числе выданные сельским исполнительным комитетом, подтверждающие факт и период ведения личного подсобного хозяйства на земельном участке, предоставленном для этих целей гражданину или членам его семьи. Членами семьи признаются: супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети,  (в том числе усыновленные/удочеренные), родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство.

 

– Почему земельный участок, выделенный под огородничество в несколько гектаров не является освобождением от уплаты сбора? Ведь за него платишь большой налог. Есть ли исключения из правила?

Е. К., г. Свислочь.

 

– Нет, так как в период участия в финансировании госрасходов в соответствии с подпунктом  5.11 Декрета включается период ведения личного подсобного хозяйства на земельных участках, выделенных только для ведения личного подсобного хозяйства.

 

– Как опротестовать незаконность получения извещения на уплату данного налога?

А. И., г. Свислочь.

 

– Граждане вправе представить в инспекцию МНС пояснения и (или) документы, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении суммы сбора. По результатам рассмотрения таких документов и (или) пояснений налоговым органом будет принято соответствующее решение (об аннулировании извещения, о внесении изменений в извещение, о подтверждении ранее врученного извещения).

 

Полномочия от уплаты сбора предоставлены и местным Советам депутатов. Декрет дополнен п.15/1, который предоставляет право  местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным       и распорядительным органам освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

 

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

 

Следует отметить, что действующее налоговое законодательство уже предусматривает возможность освобождения граждан от уплаты сбора по решению местных Советов депутатов (по их поручению – местных исполнительных и распорядительных органов), исходя из их имущественного положения. Так, местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам – физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, но только исходя из их имущественного положения (часть четвертая п. 4 ст.43 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

Вместе с тем в жизни возникают ситуации, которые могут быть признаны обстоятельствами, являющимися трудной жизненной ситуацией, даже при хорошем материальном положении лица, что и предусматривается п.15/1 Декрета. Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все нюансы возможных жизненных ситуаций.

 

Так, например, местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы смогут освободить от уплаты сбора:

  • лиц с алкогольной, наркотической и другими зависимостями, проходящих реабилитацию в благотворительных религиозных организациях;
  • детей, ухаживающих за больными пожилыми родителями;
  • матерей, воспитывающих детей старше возраста, установленного Декретом, с особенностями психофизического развития, а также обучающихся на дому;
  • супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их совместного проживания в местностях, где отсутствовала (отсутствует) возможность их трудоустройства;
  • волонтеров и иных граждан, участвующих в деятельности общественных организаций, и др.

Предыдущая статья

Ім многа не трэба… памяць і вернасць