banner

Постигая тайны наревских глубин

06 Февраля’09
2071

Постигая тайны наревских глубинНа территории нашей области находится десять наблюдательных водных постов Гродненского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Один из них оборудован в Свислочском районе. Водный пост Немержа на реке Нарев работает уже пятьдесят лет. Открыт он был 28 ноября 1958 года. Русло реки Нарев выгодно располагается на транспограничной территории Республики Беларусь и Польши. Забегая вперед, скажем, что страна-соседка заинтересована в получении информации об этом водном объекте. И между двумя республиками такой информационный обмен происходит.
Сегодня хозяйкой водного поста Немержа является Жанна Михайловна Сафронова. Именно ей ведомы все изменения, ежедневно происходящие в речных водах. Утром и вечером она спускается к ступенькам, упирающимся в дно Нарева. При помощи водомерной вертушки ГР/21М измеряет расход воды, определяет количество протекающих за единицу времени кубических метров, фиксирует скорость течения. Оказывается, Нарев течет со скоростью 0,09 м/с. К слову, недавно Жанна Михайловна получила в пользование новую электронную вертушку — точный и удобный прибор. А когда-то уровень колебания воды фиксировал самописец. Ныне он не используется: Нарев мельчает.
Кроме того, на посту ежедневно ведутся наблюдения за температурой воды, ее уровнем. Не остается без внимания растительность, а сейчас, в зимний период, фиксируются ледовые явления. Их разновидностей в лексиконе водного наблюдателя довольно много. Так, при наступлении низких температур на поверхности реки появляются первые ледовые образования — сало. Определение более чем точное. В такой период на воде скапливаются намерзающие ледяные иглы, покрывающие ее пятнами…
Слушала Жанну Михайловну, а на глазах, словно в калейдоскопе, менялось зимнее «убранство» реки. Вот за салом появляются первичные забереги: вода замерзает только вдоль берегов. Крепчает мороз — и забереги сменяются сплошным ледоставом с полыньями. А при таком замерзании реки уже измеряется толщина льда, высота снега на нем. В этом году, рассказывает Жанна Михайловна, толщина льда достигала 15 см. А вообще за пятнадцать лет работы на водном посту случалось фиксировать и полуметровое покрытие.
А дальше? При потеплении Нарев словно просыпается и, значит, умывается. Это явление называется ледоставом с промоинами. Постепенно на льду появляется вода, отодвигающая ледяной покров к берегам. Все возвращается на круги своя. Всем известный круговорот в природе…
День за днем все эти изменения Жанна Михайловна вносит в книжку для записей гидрологических наблюдений. И ежедневно передает свежие показатели в центр. Информация кодируется. «Язык общения» наблюдателя водного поста с центром чем-то напоминает азбуку Морзе, только цифровую. На основе собранных со всех постов данных составляются прогнозы весеннего половодья и дождевых паводков.
Кроме всего этого, наблюдатель держит на контроле экологическое состояние водного пространства.
— Обращаю внимание на опасные явления на реке, — делится Жанна Михайловна, — возможные масляные пятна, замутнения воды, плывущую мертвую рыбу…
Видно, что наблюдатель водного поста любит свое дело. Вода — это ее стихия. Жанна Михайловна выучила родной Нарев почти наизусть. И так много может о нем рассказать. Но самая большая тайна реки скрывается в ее глубинах.

Наталья ЯНЮК.

Предыдущая статья

Стартуе конкурс раёнкі “7 цудаў Свіслаччыны”