В этом году произошли некоторые изменения в налоговом законодательстве.
Значительные изменения произошли в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль.
В целях равномерного поступления в 2014 году налога на прибыль, исчисление и уплата будет производиться поквартально, исходя из фактически полученной прибыли за отчетный квартал.
Таким образом, декларация будет подаваться не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Особенность в таком порядке имеет расчет и уплата налога в IV квартале 2014 года. Этот платеж разобьется на две части. 22 декабря 2014 года следует внести две трети платежа, произведенного по итогам III квартала. И последний платеж будет сделан не позднее 20 января 2015 года в целом с перерасчетом налога за весь IV квартал 2014 года.
Усовершенствован механизм, стимулирующий проведение в стране процессов реконструкции, модернизации производства. Введено понятие инвестиционного вычета (вместо так называемой амортизационной премии). Сумма инвестиционного вычета составляет в размере от 10% до 20% принятой к бухгалтерскому учету первоначальной стоимости основных средств производственного назначения, а также от сформированной в учете стоимости вложений в такие средства в связи с их реконструкцией, модернизацией с одновременным отнесением на затраты амортизационных отчислений в размерах как они учитываются в бухгалтерском учете.
Взимание налога на недвижимость в 2014 году будет производиться с объектов недвижимости, классифицируемых зданиями, сооружениями, передаточными устройствами в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. №161, которым установлены нормативные сроки службы основных средств.
Внесены изменения в определение объектов сверхнормативного незавершенного строительства. Изменен состав льгот по налогу на недвижимость. Урегулирован вопрос о сроках начала исчисления налога на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства.
С 2014 года закреплена обязанность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивать налог на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства независимо от критерия общей площади.
По экологическому налогу радикально упрощен порядок его взимания. Сокращено количество подлежащих налогообложению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ставок налога по таким выбросам. При этом обязанность производить исчисление налога сохраняется только для тех плательщиков, у которых выбросы таких веществ будут составлять 3 и более тонны в год.
Ставки по экологическому налогу, а также по земельному, подоходному налогам, которые уплачиваются в фиксированных суммах, единому налогу, взимаемому с индивидуальных предпринимателей, и иных проиндексированы на 12,7%.
Льготы для граждан, уплачивающих подоходный налог с физических лиц, размеры которых также устанавливаются в белорусских рублях (необлагаемые доходы, стандартные и социальные налоговые вычеты), также проиндексированы таким же образом.
Несколько слов о НДС. Самое главное – это сохранение ставки по НДС в размере 20%. Внесены изменения в критерий признания плательщиков налога на добавленную стоимость индивидуальных предпринимателей, применяющий общий порядок налогообложения (с уплатой подоходного налога). Уточнен и дополнен порядок осуществления возврата (зачета) налоговыми органами разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг). Установлена обязанность ведения книги покупок для организаций, включенных в перечень крупных плательщиков. Упрощается порядок подтверждения льготы при реализации товаров собственного производства, вывезенных за пределы Республики Беларусь по договору международного лизинга с правом выкупа. А именно: упраздняется пакет документов, которые в 2013 году плательщики представляли в налоговую инспекцию. С этого года плательщик обязан будет представлять в налоговый орган вместо таможенных деклараций, договоров вместе с налоговой декларацией только реестр документов, подтверждающих совершение сделок.
В целях совершенствования налогового администрирования и в целях оптимизации затрат на его проведение плательщики НДС обязаны подавать налоговые декларации в налоговые органы в электронном виде.
Сделав либеральные шаги в налоговой сфере, государство вправе рассчитывать на ответную реакцию плательщиков в части полного и безусловного соблюдения налогового законодательства. А для тех, кто уклоняется от уплаты налогов, законодательство предусматривает ряд нововведений при осуществлении налогового контроля.
В частности, предусматривается предоставление налоговым органам права в ходе проведения выездных проверок определения (увеличения) налоговой базы по налогу на прибыль, по налогу при УСН, по подоходному налогу, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями за прошедший отчетный период на основании результатов хронометража в случае, если будут выявлены отклонения по полученной выручке, отраженной в налоговой декларации более чем на 30%.
Реализация таких мер будет возможной в системе общественного питания, при оказании бытовых и медицинских услуг и поспособствует устранению недобросовестной конкуренции в предпринимательской среде и сокращению теневого оборота.
Многочисленные факты, свидетельствующие о сокрытии выручки среди организаций, осуществляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, послужили основанием для введения для таких лиц специальной системы налогообложения, основанной на вмененном доходе. Введена она будет для организаций с численностью до 15 человек.
Для повышения качества и эффективности контрольной деятельности, а также совершенствования налогового администрирования организациям, включенным в перечень крупных плательщиков, введена обязанность предоставлять в налоговый орган не только годовую, но и промежуточную индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, а также книгу покупок. Данные сведения позволят налоговым органам своевременно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности плательщика, что позволит оказывать оперативную и грамотную, с учетом конкретной ситуации, разъяснительную и методологическую помощь. Также анализ данных бухгалтерской и налоговой отчетности позволит своевременно выявлять несоответствие размеров налоговых баз, отражаемых в налоговых декларациях, фактическим результатам финансово-хозяйственной деятельности плательщиков.
Хочу обратить внимание главных бухгалтеров организаций, а также индивидуальных предпринимателей об изменении с 1 января 2014 года счета для зачисления доходов в районный бюджет. Доходы районного бюджета зачисляются на счет 3600524000144, получатель – Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Гродненской области, УНП получателя – 500563252.
Значительные изменения произошли в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль.
В целях равномерного поступления в 2014 году налога на прибыль, исчисление и уплата будет производиться поквартально, исходя из фактически полученной прибыли за отчетный квартал.
Таким образом, декларация будет подаваться не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Особенность в таком порядке имеет расчет и уплата налога в IV квартале 2014 года. Этот платеж разобьется на две части. 22 декабря 2014 года следует внести две трети платежа, произведенного по итогам III квартала. И последний платеж будет сделан не позднее 20 января 2015 года в целом с перерасчетом налога за весь IV квартал 2014 года.
Усовершенствован механизм, стимулирующий проведение в стране процессов реконструкции, модернизации производства. Введено понятие инвестиционного вычета (вместо так называемой амортизационной премии). Сумма инвестиционного вычета составляет в размере от 10% до 20% принятой к бухгалтерскому учету первоначальной стоимости основных средств производственного назначения, а также от сформированной в учете стоимости вложений в такие средства в связи с их реконструкцией, модернизацией с одновременным отнесением на затраты амортизационных отчислений в размерах как они учитываются в бухгалтерском учете.
Взимание налога на недвижимость в 2014 году будет производиться с объектов недвижимости, классифицируемых зданиями, сооружениями, передаточными устройствами в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. №161, которым установлены нормативные сроки службы основных средств.
Внесены изменения в определение объектов сверхнормативного незавершенного строительства. Изменен состав льгот по налогу на недвижимость. Урегулирован вопрос о сроках начала исчисления налога на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства.
С 2014 года закреплена обязанность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивать налог на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства независимо от критерия общей площади.
По экологическому налогу радикально упрощен порядок его взимания. Сокращено количество подлежащих налогообложению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ставок налога по таким выбросам. При этом обязанность производить исчисление налога сохраняется только для тех плательщиков, у которых выбросы таких веществ будут составлять 3 и более тонны в год.
Ставки по экологическому налогу, а также по земельному, подоходному налогам, которые уплачиваются в фиксированных суммах, единому налогу, взимаемому с индивидуальных предпринимателей, и иных проиндексированы на 12,7%.
Льготы для граждан, уплачивающих подоходный налог с физических лиц, размеры которых также устанавливаются в белорусских рублях (необлагаемые доходы, стандартные и социальные налоговые вычеты), также проиндексированы таким же образом.
Несколько слов о НДС. Самое главное – это сохранение ставки по НДС в размере 20%. Внесены изменения в критерий признания плательщиков налога на добавленную стоимость индивидуальных предпринимателей, применяющий общий порядок налогообложения (с уплатой подоходного налога). Уточнен и дополнен порядок осуществления возврата (зачета) налоговыми органами разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг). Установлена обязанность ведения книги покупок для организаций, включенных в перечень крупных плательщиков. Упрощается порядок подтверждения льготы при реализации товаров собственного производства, вывезенных за пределы Республики Беларусь по договору международного лизинга с правом выкупа. А именно: упраздняется пакет документов, которые в 2013 году плательщики представляли в налоговую инспекцию. С этого года плательщик обязан будет представлять в налоговый орган вместо таможенных деклараций, договоров вместе с налоговой декларацией только реестр документов, подтверждающих совершение сделок.
В целях совершенствования налогового администрирования и в целях оптимизации затрат на его проведение плательщики НДС обязаны подавать налоговые декларации в налоговые органы в электронном виде.
Сделав либеральные шаги в налоговой сфере, государство вправе рассчитывать на ответную реакцию плательщиков в части полного и безусловного соблюдения налогового законодательства. А для тех, кто уклоняется от уплаты налогов, законодательство предусматривает ряд нововведений при осуществлении налогового контроля.
В частности, предусматривается предоставление налоговым органам права в ходе проведения выездных проверок определения (увеличения) налоговой базы по налогу на прибыль, по налогу при УСН, по подоходному налогу, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями за прошедший отчетный период на основании результатов хронометража в случае, если будут выявлены отклонения по полученной выручке, отраженной в налоговой декларации более чем на 30%.
Реализация таких мер будет возможной в системе общественного питания, при оказании бытовых и медицинских услуг и поспособствует устранению недобросовестной конкуренции в предпринимательской среде и сокращению теневого оборота.
Многочисленные факты, свидетельствующие о сокрытии выручки среди организаций, осуществляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, послужили основанием для введения для таких лиц специальной системы налогообложения, основанной на вмененном доходе. Введена она будет для организаций с численностью до 15 человек.
Для повышения качества и эффективности контрольной деятельности, а также совершенствования налогового администрирования организациям, включенным в перечень крупных плательщиков, введена обязанность предоставлять в налоговый орган не только годовую, но и промежуточную индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, а также книгу покупок. Данные сведения позволят налоговым органам своевременно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности плательщика, что позволит оказывать оперативную и грамотную, с учетом конкретной ситуации, разъяснительную и методологическую помощь. Также анализ данных бухгалтерской и налоговой отчетности позволит своевременно выявлять несоответствие размеров налоговых баз, отражаемых в налоговых декларациях, фактическим результатам финансово-хозяйственной деятельности плательщиков.
Хочу обратить внимание главных бухгалтеров организаций, а также индивидуальных предпринимателей об изменении с 1 января 2014 года счета для зачисления доходов в районный бюджет. Доходы районного бюджета зачисляются на счет 3600524000144, получатель – Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Гродненской области, УНП получателя – 500563252.
Наталья ПЛАХЕТКО,начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Свислочскому району.