banner

Школьный музей как центр воспитания и творчества

24 Декабря’13
1831
Школьный музей  как центр воспитания  и творчестваНа базе СШ №3 состоялся зональный семинар-практикум «Музейная педагогика: новые реалии, современные технологии». Он собрал людей неравнодушных, творческих, людей, способных создавать и развивать школьные музеи. 
В Свислочь приехали гости из г. Волковыска, Зельвы, Щучина, Берестовицы, Порозово. Участников семинара приветствовали главный специалист отдела образования, спорта и туризма Свислочского райисполкома  Н. А. Кухарчик, заведующая отделом краеведения  ГУО «Гродненский областной центр туризма и краеведения» А. Н. Рудская, директор ГУО «Свислочский районный центр  туризма и краеведения» И. П. Шиманюк, директор СШ № 3  Н. И. Боуфалик.
Все выступающие отметили огромную роль школьных музеев в воспитании и формировании подрастающего поколения. «Музей – не кладовая. Это память. Это наша душа. Музей должен установить связь, соединив поколения». 
В Свислочском районе 11 школьных музеев и 2 музейные комнаты. Все они действующие. Собранные материалы несут огромный позитивный заряд, воздействуют эмоционально, укрепляют дух. Школьные музеи постепенно становятся как воспитательными, так и научными центрами.  Школа без музея неполноценна. Она слепа к эстетическим ценностям, глуха к далекому прошлому, без которого нет будущего. На музеи вообще, и на школьные в частности, возлагается ответственная задача нравственного воспитания молодежи, развития чувства милосердия, сострадания, патриотизма, эстетического вкуса, а также повышение культурного уровня населения.
Официальная часть завершена. Нас ждут в музее истории образования Свислочского  района, который создан в СШ № 3. Музейная экспозиция порадовала гостей. Стало понятно, что музей – не хранилище, а живой организм, способный  всколыхнуть  память, тронуть человеческую душу.  Здесь собраны материалы  о той поре, когда жил и творил Наполеон Орда, действовала старая Свислочская гимназия. На стендах фотографии прошлых лет. Всего лишь миг – и перед нами история давно минувших лет. Жизнь страны. Судьбы людей. «1961 год. Последний звонок. Завершен первый учебный год».  Фотографии, фотографии… Они как «наглядные пособия»  морального  воспитания.
Директор школы Н. И. Боуфалик и руководитель музея А. В. Песецкий  вместе с коллегами-историками и учениками создали не просто музей, а музей-память о людях, сердце которых было отдано детям. Память преодолевает время. Она всегда светла. В этом ее огромное нравственное значение. Ведь беспамятство неблагодарно и безответственно.  Оно способно породить себе подобных. А может ли такой человек совершать добрые дела и бескорыстные поступки?

Школьный музей  как центр воспитания  и творчества

 

Школьный музей  как центр воспитания  и творчества

 


В завершение перед гостями выступили ученики школы. Театрализованный экомарафон  порадовал нас, так как ребята продемонстрировали свое правильное отношение к природным ресурсам и полное понимание бережного их использования. 
Поблагодарив за теплый прием, все отправились в районный  историко-краеведческий музей. Переходя из зала в зал, мы становились свидетелями того, как возникла Свислочь, как она строилась и развивалась, воевала в годы лихолетья и снова восстала из руин.  Юные знатоки музейного дела  познакомили с православными святынями нашего региона, а старший научный сотрудник музея О. В. Шкулепа  провела музейное занятие «Путь в 175 лет. Кастусь Калиновский». В качестве закрепления – викторина, в которой приняли участие сами ребята и гости, показав при этом знания и проявив смекалку при составлении четверостиший. 
Уходя из музея, думалось о том, что прошлое входит в духовный мир человека. Но входит ненавязчиво. Спокойно. Здесь, в тишине музея, возникает гордое чувство за своих далеких предков, их героические поступки, чувство ответственности перед ними и одновременно перед будущими поколениями.
Дальше наш маршрут лежал в музей леса, что в Добровольской СШ. 2014 год для музея – год юбилейный. 25 лет – хорошая дата. И отметят ее в сентябре. Четверть века он живет и развивается. За это время музей посетили ученики разных школ района, гости из Польши, Литвы и многих городов Беларуси. Были здесь и сотрудники Центрального ботанического сада г. Минска. Ученых удивило такое богатство и разнообразие растительного и животного мира. А мы были просто сражены увиденным. 346 экспонатов! Где еще встретишь такое количество? 
Театрализованное представление «Таямніцы пушчанскага лесу» вызвало неподдельный интерес и восторг. Ребята, представ перед нами в образах мифологических героев, раскрыли тайну легенд и преданий Беловежской пущи, поведали о ее чудесах. Музыкальный  фон только усиливал наши чувства, наши эмоции. Имитация лесных звуков погрузила нас в реальную жизнь пущи. На прощание гостям были подарены обереги.
Приятно осознавать, что здесь, в Добровольской школе, растят настоящих защитников живой природы. И цену словам: «Осторожно – жизнь!» ребята знают уже с детства. 
Дальнейшее наше знакомство с творчеством школьных музеев продолжилось на площадке идей. 
Здесь нас ждали представители из Вердомичей и Корнади. Директор Вердомичской СШ П. В. Снежицкий сообщил о том, что в следующем году в школе планируется открытие музея военной истории Беларуси. Это будет накануне Дня Победы и станет знаковым событием для ныне живущих ветеранов и данью уважения  памяти павших. Но пока в школе – музейная комната. Вместе с учениками проделана большая поисково-исследовательская  работа, что и ляжет в основу будущего музея.
На площадке идей ребята рассказали об истории одного экспоната времен войны, представив свое действо театрализованной экскурсией.

Школьный музей  как центр воспитания  и творчества

 

Школьный музей  как центр воспитания  и творчества

 

Школьный музей  как центр воспитания  и творчества

 


Знание, достоверность, понимание эпохи, а также артистичность участников – все это вылилось в реальную жизненную картину.
Настал черед участников  из Корнади. Руководитель музея рушника О. А. Лысевич познакомила с историей его создания, рассказала об исследовательской работе, отметила постоянство совместных творческих выставок учительских и ученических работ. И вот момент истины под дивным названием «Ручнік – дарога чысціні».  Заглянула на один лишь миг сказка-быль. Затаив дыхание, смотрели, слушали. Оказывается, рушник шагает по жизни с человеком и в радости, и в горе. Рушники всегда разные: пот вытирать, еду сохранять, угол с иконкой украшать.  А к свадьбе их нужно было столько, сколько лет невесте. Невеста и жених стояли на одном рушнике. Рушники – обереги. Рушники – платки. Гроб в могилу тоже на рушниках опускали. Живет белорусский рушник уже много веков. Его ткали, вышивали...
И в наш XXI век не забыто это ремесло. В Корнадской школе ребята вместе с учителями превратили сложный процесс изготовления рушника в творчество.
Праздник завершен. Проделана большая работа. И результат есть. И будет в будущем. Ведь роль школьных музеев велика.  Сегодня они находятся на новом витке своего развития. Педагоги-энтузиасты смело берутся за музейное дело и вовлекают детей в многостороннюю и кропотливую работу. Ребята ко всей данной затее, как мне кажется, относятся с огромным желанием, интересом, пониманием. И это радует. Так в добрый путь, школьные музеи!
Валентина ХАМЧУК.
Григорий ШИРЯЕВ (фото).

На снимках: Перед участниками семинара выступает Н. И. Кухарчик; Ручнік – дарога чысціні; В музее истории образования Свислочского района; История одного экспоната; В музее леса Добровольской СШ; Ребята отвечают на вопросы викторины о К. Калиновском.

Предыдущая статья

Сладости для радости