Наверное, нет такой организации или учреждения в районе, в которые бы со своими вопросами ни обращались граждане. К сожалению, не все сегодня владеют информацией о том, что к рассматриваемым обращениям существуют определенные требования. О них и в целом о деятельности сектора по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома мы попросили рассказать заведующего
В. Е. Криштофика.
– Валерий Евгеньевич, пожалуй, начнем с того, что собой представляет сектор по работе с обращениями граждан и юридических лиц? Какие функции возлагаются на его сотрудников?
– Сектор осуществляет взаимодействие управлений, отделов и служб райисполкома по организации работы с обращениями граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей юридических лиц), поступающих в райисполком. Он также координирует работу по организации приема граждан.
В обязанности сотрудников входят проверка, анализ состояния работы с обращениями граждан, в том числе заинтересованных лиц, в поселковом, сельских исполнительных комитетах, отделах райисполкома. В своей деятельности сектор руководствуется Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Отделением сектора является и служба «одно окно» райисполкома.
– Расскажите, каким образом граждане могут обратиться по интересующим их вопросам к председателю и заместителям председателя райисполкома?
– Согласно Закону Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» граждане имеют право обратиться в любую организацию письменно, устно или по электронной почте.
Письменное обращение – это обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания или предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений. Такие обращения должны содержать наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) работы/учебы. Гражданину необходимо изложить суть обращения и поставить личную подпись. Текст обращения должен поддаваться прочтению и излагаться на русском или белорусском языках.
Устное обращение излагается в ходе личного приема граждан, который осуществляют в райисполкоме председатель и заместители председателя два раза в месяц.
– Валерий Евгеньевич, в последнее время становятся популярными электронные обращения. Что вы можете сказать о них?
– Это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в сети интернет. Требования к электронным обращениям фактически такие же, как и к письменным. Только электронные еще должны содержать адрес электронной почты заявителя, на которую ему высылается ответ.
– В какой срок должно быть рассмотрено обращение?
– Срок рассмотрения обращения составляет 15 дней со дня регистрации письменного или электронного обращения в организации. Если обращение требует дополнительного изучения и проверки, то обращение рассматривается не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращении вопросов необходимо совершение определенных действий (к примеру, выполнение работ, оказание услуг, получение информации из иностранного государства), заявители о причинах превышения срока должны уведомляться.
Если решение вопросов, поднятых в обращении, не находится в компетенции организации, то в пятидневный срок обращение перенаправляется для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, о чем уведомляется заявитель. В этом случае законодательство предусматривает еще и оставление обращения без рассмотрения по существу, а заявитель уведомляется о принятом решении с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться. Если обращение коллективное, то ответ высылается первому из указанных в списке подписавшихся.
Ответы на устные обращения даются заявителям сразу – во время личных приемов руководителями организации.
– В каких еще случаях обращения могут быть оставлены без рассмотрения?
– Анонимные, то есть обращения, в которых нет информации о заявителе, если обращение не подлежит прочтению или содержит нецензурную лексику, написано на иностранных языках без перевода, а также, если в предыдущих ответах на обращение гражданину были даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы.
Следует отметить, что при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо наличии в них только благодарности, такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.
– В чем отличия таких видов обращений, как «прямая телефонная линия» и «горячая линия»?
– «Прямую телефонную линию» проводит руководитель организации для граждан и юридических лиц, которые обращаются в организацию по вопросам, входящим в ее компетенцию, либо по заранее планируемой тематике. Председателем райисполкома «прямая телефонная линия» проводится не реже одного раза в два месяца. Информация о ее проведении доводится до всеобщего сведения путем размещения в средствах массовой информации, сети интернет, на информационных стендах организаций.
При обращении на «прямую телефонную линию» гражданин должен сообщить свою фамилию, собственное имя, отчество, данные о месте жительства или работы, а представитель юридического лица – фамилию, собственное имя, отчество, наименование представляемого им юридического лица и его юридический адрес, изложить суть обращения. Сроки рассмотрения обращений такие же, как при письменных.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 года № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» «горячая линия» проводится специалистами организации в рабочие дни. При этом руководителем организации могут быть установлены дополнительные дни и время ее проведения. В райисполком граждане на «горячую линию» могут обратиться в рабочие дни с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 по телефону 3-34-95, а в выходные и праздничные дни – с 8.00 до 17.00.
Граждане и юридические лица обращаются на «горячую линию» организации по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с ее деятельностью. Если поднятый заявителем вопрос не относится к деятельности организации, заявителю сообщается, куда ему нужно обратиться. Звонки на «горячую линию» не регистрируются.
– Какие вопросы чаще всего поднимают жители района в своих обращениях в райисполком?
– В основном это вопросы, которые связаны с жизнедеятельностью граждан. Это различные вопросы жилищно-коммунального хозяйства: улучшение жилищных условий, водоснабжение и благоустройство. Также интересуют граждан вопросы трудоустройства, производства и заготовки сельхозпродукции, развития подсобных и приусадебных хозяйств на селе, ремонта дорог, торгового обслуживания и другие.
В. Е. Криштофика.
– Валерий Евгеньевич, пожалуй, начнем с того, что собой представляет сектор по работе с обращениями граждан и юридических лиц? Какие функции возлагаются на его сотрудников?
– Сектор осуществляет взаимодействие управлений, отделов и служб райисполкома по организации работы с обращениями граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей юридических лиц), поступающих в райисполком. Он также координирует работу по организации приема граждан.
В обязанности сотрудников входят проверка, анализ состояния работы с обращениями граждан, в том числе заинтересованных лиц, в поселковом, сельских исполнительных комитетах, отделах райисполкома. В своей деятельности сектор руководствуется Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Отделением сектора является и служба «одно окно» райисполкома.
– Расскажите, каким образом граждане могут обратиться по интересующим их вопросам к председателю и заместителям председателя райисполкома?
– Согласно Закону Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» граждане имеют право обратиться в любую организацию письменно, устно или по электронной почте.
Письменное обращение – это обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания или предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений. Такие обращения должны содержать наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) работы/учебы. Гражданину необходимо изложить суть обращения и поставить личную подпись. Текст обращения должен поддаваться прочтению и излагаться на русском или белорусском языках.
Устное обращение излагается в ходе личного приема граждан, который осуществляют в райисполкоме председатель и заместители председателя два раза в месяц.
– Валерий Евгеньевич, в последнее время становятся популярными электронные обращения. Что вы можете сказать о них?
– Это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в сети интернет. Требования к электронным обращениям фактически такие же, как и к письменным. Только электронные еще должны содержать адрес электронной почты заявителя, на которую ему высылается ответ.
– В какой срок должно быть рассмотрено обращение?
– Срок рассмотрения обращения составляет 15 дней со дня регистрации письменного или электронного обращения в организации. Если обращение требует дополнительного изучения и проверки, то обращение рассматривается не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращении вопросов необходимо совершение определенных действий (к примеру, выполнение работ, оказание услуг, получение информации из иностранного государства), заявители о причинах превышения срока должны уведомляться.
Если решение вопросов, поднятых в обращении, не находится в компетенции организации, то в пятидневный срок обращение перенаправляется для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, о чем уведомляется заявитель. В этом случае законодательство предусматривает еще и оставление обращения без рассмотрения по существу, а заявитель уведомляется о принятом решении с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться. Если обращение коллективное, то ответ высылается первому из указанных в списке подписавшихся.
Ответы на устные обращения даются заявителям сразу – во время личных приемов руководителями организации.
– В каких еще случаях обращения могут быть оставлены без рассмотрения?
– Анонимные, то есть обращения, в которых нет информации о заявителе, если обращение не подлежит прочтению или содержит нецензурную лексику, написано на иностранных языках без перевода, а также, если в предыдущих ответах на обращение гражданину были даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы.
Следует отметить, что при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо наличии в них только благодарности, такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.
– В чем отличия таких видов обращений, как «прямая телефонная линия» и «горячая линия»?
– «Прямую телефонную линию» проводит руководитель организации для граждан и юридических лиц, которые обращаются в организацию по вопросам, входящим в ее компетенцию, либо по заранее планируемой тематике. Председателем райисполкома «прямая телефонная линия» проводится не реже одного раза в два месяца. Информация о ее проведении доводится до всеобщего сведения путем размещения в средствах массовой информации, сети интернет, на информационных стендах организаций.
При обращении на «прямую телефонную линию» гражданин должен сообщить свою фамилию, собственное имя, отчество, данные о месте жительства или работы, а представитель юридического лица – фамилию, собственное имя, отчество, наименование представляемого им юридического лица и его юридический адрес, изложить суть обращения. Сроки рассмотрения обращений такие же, как при письменных.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 года № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» «горячая линия» проводится специалистами организации в рабочие дни. При этом руководителем организации могут быть установлены дополнительные дни и время ее проведения. В райисполком граждане на «горячую линию» могут обратиться в рабочие дни с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 по телефону 3-34-95, а в выходные и праздничные дни – с 8.00 до 17.00.
Граждане и юридические лица обращаются на «горячую линию» организации по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с ее деятельностью. Если поднятый заявителем вопрос не относится к деятельности организации, заявителю сообщается, куда ему нужно обратиться. Звонки на «горячую линию» не регистрируются.
– Какие вопросы чаще всего поднимают жители района в своих обращениях в райисполком?
– В основном это вопросы, которые связаны с жизнедеятельностью граждан. Это различные вопросы жилищно-коммунального хозяйства: улучшение жилищных условий, водоснабжение и благоустройство. Также интересуют граждан вопросы трудоустройства, производства и заготовки сельхозпродукции, развития подсобных и приусадебных хозяйств на селе, ремонта дорог, торгового обслуживания и другие.
Елена КЕДИК.