Рабочая поездка министра образования Республики Беларусь А. М. Радькова в район стала своеобразной сверкой курса государственной политики в сфере образования. Главное, к чему стремился министр в ходе визита, – соотнести принимаемые в верхах решения с тем, как они видятся и решаются на местах. Именно это желание поподробнее узнать, что думают учитель, директор школы о путях развития системы образования, четко прослеживалось и во время посещения Гринковского УПК «Детский сад – СШ», и в ходе заседания районного исполнительного комитета, на повестку дня которого был вынесен вопрос о работе руководства отдела образования по подбору и расстановке кадров.
Хотя в целом ситуация с педагогическими кадрами не отражается на качестве образования, однако в районе уже который год не хватает учителей математики и иностранных языков. Например, в этом году в ту же Гринковскую школу прибыла учительница немецкого языка. Однако на вопрос министра, останется ли она здесь, заместитель директора по учебно-воспитательной работе М. А. Савосько вынуждена была констатировать, что, несмотря на предоставленное жилье, отработав положенные два года, молодой специалист намеревается уехать. Личные планы связаны со столицей, и это ее право.
Как же сделать так, чтобы молодые учителя оставались? Что для этого нужно: хорошая зарплата, жилье, развитая социальная инфраструктура или что-то еще? А может, сочетание всех этих факторов? Эти вопросы уже в ходе исполкома Александр Михайлович задал докладывающей по основному вопросу заместителю начальника отдела образования райисполкома И. Н. Высоцкой (кстати, в прошлом его студентке). Однозначного ответа не прозвучало. Все же, скорее всего, это сочетание многих факторов, которые делают работу привлекательной и приносящей удовлетворение как моральное, так и материальное.
Конкретизируя эти размышления, председатель райисполкома О. М. Таргонский внес предложение дополнить решение по данному вопросу пунктом о том, чтобы рекомендовать руководителям сельхозорганизаций ежегодно выделять жилье для молодых учителей.
Уже в ходе дальнейшего заседания при отчете отдела по делам молодежи был затронут вопрос о работе Клуба молодых специалистов. Его деятельности следует придать новый импульс, направленный на объединение молодых людей, прибывших на работу в район. Кто знает, может, кто-то из них и свою судьбу найдет в этом клубе? А пока они даже не знают о существовании таких, как сами, молодых, энергичных, только что приехавших из больших городов и ностальгирующих по их бурной жизни.
Реальным шагом на пути закрепления молодых специалистов на селе должна стать встреча руководства района и управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома с выпускниками Гродненского аграрного университета 2009 года, которая состоится уже на следующей неделе. Все же эффекта можно достичь только в результате личных контактов.
Такие встречи рекомендовано организовывать отделу образования с выпускниками педагогических вузов. Следует привезти их в район, показать школы, в которых им предстоит работать, ознакомить с условиями жизни.
Чем не привлекательной сегодня может быть та же Гринковская школа? После капитального ремонта по программе строительства агрогородка она являет собой современное учебное заведение, в котором есть все необходимое для обучения и воспитания, а также для самореализации учителя. Здесь работает коллектив умных, творческих педагогов. С первых минут общения с учителем математики, недавним директором школы Б. В. Диденко министр почувствовал в нем профессионала и сказал ребятам, что им очень повезло с учителем.
Александра Михайловича интересовало мнение учителей об учебниках, о методиках, о переходе к 11-летнему образованию, об экзамене по физкультуре и многое другое. Кстати, в спортзале министр продемонстрировал свою физическую подготовку – бросок в баскетбольную корзину был точен!
На заседание исполкома были приглашены директора школ и их заместители, поэтому принятое решение прошло согласование с их мнением. Свои предложения об учреждении грандов райисполкома учителю, подготовившему победителей республиканских олимпиад, и лучшему по предмету внес начальник управления образования Гродненского облисполкома А. И. Сегодник. Он, к слову, отметил, что достижения Свислочской школы не так уж скромны: два победителя республиканских олимпиад. Для небольшого сельского района это немало.
– Но все же главное в учительском деле – какое применение своим знаниям нашли ваши ученики, как вы их устроили в жизни, — резюмировал Александр Михайлович Радьков.
С его участием прошло также обсуждение вопроса о ходе выполнения Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в Свислочском районе.
Как заметил Александр Михайлович, наше пространство локально. В этом много преимуществ. Одно из них – возможность бывать на местах и вместе обсуждать вопросы государственного уровня, что и было продемонстрировано во время приезда министра в район.
А. М. Радьков поблагодарил учительство Свислоччины за работу, особенно в период перехода на 11-летку, а также за сам факт рассмотрения этого вопроса на заседании исполкома.
Ядвига КУРИЛО.
Фото автора.
На снимках: председатель райисполкома О.М. Таргонский с министром образования А.М. Радьковым; хлеб-соль министру; когда еще доведется отвечать на уроке перед министром?; в спортзале; разговор с выпускниками школы.