banner

О вариантах формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения

17 Сентября’12
1563

 В настоящее время, несмотря на значительный рост цен (более чем в 4 раза) на топливно-энергетические ресурсы для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, тарифы на такие услуги за последние несколько лет увеличились незначительно. Это объясняется проводимой в стране социально ориентированной политикой государства, направленной на сдерживание роста платежей за жилищно-коммунальные услуги в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения.
К примеру, установленные тарифы на электрическую энергию для населения (в среднем 3,5 цента США/кВт×ч или 290 руб./кВт×ч) возмещают менее 35 % затрат энергоснабжающих организаций на ее производство и доставку потребителю. В результате население не возмещает энергоснабжающим организациям затраты на оказание данной услуги на сумму порядка 500 млн долл. США.
Учитывая низкий уровень тарифов на электрическую энергию, у населения отсутствует экономический стимул для рационального использования электрической энергии и проведения мероприятий по экономному ее расходованию. Для страны, импортирующей значительное количество топливно-энергетических ресурсов, очень важным является заинтересовать граждан в их экономии.
Понимая важность ликвидации таких ценовых диспропорций, Правительство Республики Беларусь в своих программных документах о деятельности на 2011 – 2015 годы утвердило необходимость обеспечения к 2015 году полного возмещения установленными для населения тарифами на электроэнергию затрат энергоснабжающих организаций, связанных с оказанием услуг по электроснабжению.
С этой целью предлагаются к общественному обсуждению два варианта формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения, при этом по каждому из вариантов прогнозируется к 2015 году увеличение тарифов на электрическую энергию для населения до уровня, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.
Вариант 1.
Внедрение в республике дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (по аналогии с действующим в республике механизмом оплаты населением жилищно-коммунальной услуги водоснабжения) с поэтапным повышением уровня «базового» тарифа на электрическую энергию в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения. При этом предлагается установить «льготные» объемы потребления электроэнергии на абонента (семью) в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, от сезона года и от типа установленной в жилом помещении плиты для пищеприготовления (электрическая или газовая), которые будут оплачиваться по «базовому» тарифу (действующий по состоянию на 1 сентября 2012 г. тариф – 250,6 руб./кВт×ч для жилых помещений с электрической плитой и 295,0 руб./кВт×ч для жилых помещений с газовой плитой).
Для семей устанавливаются следующие «льготные» объемы электропотребления:

 

Электроэнергия, потребленная сверх установленных «льготных» объемов, будет оплачиваться по более высокому тарифу, до 2015 года – по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения (по состоянию на 1 сентября 2012 г. – 595,9 руб./кВт×ч).
Данный тариф также будет применяться в квартирах (жилых домах), где отсутствуют зарегистрированные граждане.
Предлагаемый Вариант 1 потребует:
подготовительной работы по сбору информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан, в связи с чем внедрение указанного варианта возможно не ранее 1 января 2013 года;
ежемесячной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан;
дополнительных человеческих и финансовых ресурсов на сопровождение системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения, связанных с необходимостью проведения энергоснабжающими организациями дополнительных сверок показаний приборов учета электрической энергии у потребителей, проверок платежей, контроля и актуализации баз данных по абонентам энергоснабжающих организаций.
При этом в целях исключения значительных объемов перерасчетов оплаты за потребленную электрическую энергию, связанных с регистрацией (перерегистрацией) граждан, населению потребуется своевременно информировать организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, председателей правления жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, председателей товариществ собственников, председателей сельских (поселковых) исполнительных комитетов обо всех изменениях в составах семей граждан.
Как это будет применяться на практике?
Рассмотрим следующий пример:
В квартире, в которой установлена электрическая плита, проживает семья из трех человек. В январе эта семья потребила 200 кВт×ч электроэнергии. В соответствии с данными, приведенными в таблице, для семьи из трех человек, проживающей в квартире, оборудованной электрической плитой, для периода с 1 октября по 31 марта установлен «льготный» объем электропотребления 175 кВт×ч. Таким образом, за январь семья должна будет оплатить 175 кВт×ч по «базовому» тарифу (250,6 руб./кВт×ч), а 25 кВт×ч (разницу между потребленными 200 кВт×ч и «льготным» объемом 175 кВт×ч) оплатить по более высокому тарифу (595,9 руб./кВт×ч). В результате стоимость оплаты за электроэнергию составит 58 750 рублей (175×250,6 + 25×595,9 = 58 750. По сравнению с действующей системой оплаты услуг электроснабжения прирост в оплате для рассматриваемой семьи составит 8 630 рублей (175×250,6 + 25×595,9 - 200×250,6 = 8 630).
При этом если рассматриваемая семья предпримет дополнительные меры по энергосбережению и рациональному расходованию электрической энергии, которые позволят снизить электропотребление на 25 кВт×ч, то семейный бюджет не только сохранит упомянутые 8 630 рублей, но и сэкономит расходы на оплату услуг электроснабжения на 6 270 рублей.
Указанная система дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения не будет распространяться на:
семьи, в которых есть граждане, имеющие льготы по оплате потребленной электроэнергии;
семьи, которые относятся к многодетным семьям и детским домам семейного типа;
семьи, которые осуществляют расчеты за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам (зонам суток);
семьи, проживающие в жилых домах ведомственного жилого фонда, общежитиях; членов садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов;
членов товариществ собственников, граждан-застройщиков, чьи организации рассчитываются за потребленную на бытовые нужды электрическую энергию по групповым приборам учета электрической энергии.
Вариант 2.
Сохранение действующей системы расчетов с поэтапным, более интенсивным повышением до 2015 года тарифов на электрическую энергию для населения.
Характерной особенностью указанного варианта является простота системы расчетов за потребленную электрическую энергию без установления предельных объемов электропотребления, сверх которых будет применяться тариф, обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат. Кроме того, будет отсутствовать необходимость постоянной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.
С целью проведения мониторинга общественного мнения предлагаем гражданам в режиме on-line высказать свое мнение (проголосовать) относительно выбора варианта дальнейшего совершенствования тарифной политики в области электроснабжения населения на одном из следующих официальных интернет-сайтах:
Министерства энергетики Республики Беларусь – http://www.minenergo.gov.by;
государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» – http://www.energo.by;
республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Гродноэнерго» посредством добавления комментария к настоящей статье.
Нам важно Ваше мнение!

Свислочский РЭС.

Предыдущая статья

Нет мелочей на осеннем поле и в работе с людьми