Рождение, заключение брака, перемена имени, отчества и фамилии...
Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение, именуются актами гражданского состояния. В совокупности они характеризуют гражданское состояние человека, которое предопределяет комплекс прав и обязанностей, то есть правовой статус лица. Так, права и обязанности супругов возникают с момента заключения брака. Таким образом, регистрация актов гражданского состояния в органах загса имеет важное значение для охраны прав и интересов граждан. После регистрации акта гражданского состояния заявителю в подтверждение составленной актовой записи выдается соответствующее свидетельство. Каждая актовая запись, а равно и выданное в соответствии с ней свидетельство выступают в качестве бесспорного доказательства действительности соответствующего акта гражданского состояния, удостоверенного органом загса. Так, бесспорным доказательством состояния лиц в браке является свидетельство о браке.
Но, что же делать, если такое свидетельство утеряно либо испорчено? В случае утраты гражданами свидетельств о регистрации тех или иных актов гражданского состояния необходимо обратиться в загс с заявлением о выдаче повторного свидетельства как по месту жительства заявителя, так и по месту хранения соответствующей записи акта. Допустим, ваш ребенок родился в г. Волковыск и был зарегистрирован в отделе загс г. Волковыска, а проживаете вы в настоящее время в г. Свислочь. В случае утери свидетельства о рождении вы можете обратиться с заявлением как в отдел загса Свислочского райисполкома, так и в отдел загса Волковысского райисполкома, по своему усмотрению. При себе необходимо иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Максимальный срок осуществления административной процедуры по выдаче повторного свидетельства — при наличии соответствующей записи акта гражданского состояния — 7 дней со дня подачи заявления, а при отсутствии такой записи — 1 месяц.
Следует отметить, что повторные свидетельства выдаются лицам, на которых составлена запись акта гражданского состояния. Повторные свидетельства могут быть выданы по доверенности, которую необходимо оформить предварительно. Вместе с тем, повторные свидетельства о рождении детей выдаются их родителям, опекунам и попечителям. Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния в отношении лиц, признанных недееспособными, выдаются их опекунам, органам опеки и попечительства.
Повторные свидетельства о смерти выдаются родственникам и иным членам семьи умершего. При выдаче повторных свидетельств о смерти орган загса проверяет факт родственных или супружеских отношений, для чего в необходимых случаях запрашиваются соответствующие записи, хранящиеся в других органах загса.
Следует отметить, что повторные свидетельства выдаются не во всех случаях, даже если запись акта гражданского состояния составлена в отношении заявителя. Так, орган загса не вправе выдавать повторное свидетельство лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным. В случае необходимости, в частности, для подтверждения бывшим супругом своей добрачной фамилии, по заявлению гражданина орган загса может выдать ему справку, подтверждающую, что данное лицо состояло в браке, который затем был расторгнут, а также его добрачную фамилию. Лицу, лишенному родительских прав, повторные свидетельства о рождении детей также не выдаются.
При выдаче повторного свидетельства уплачивается государственная пошлина в размере 1 базовой величины уплачивается.
Государственная пошлина не уплачивается:
— за выдачу повторных свидетельств в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния и (или) при выдаче свидетельств;
— за выдачу повторных свидетельств о смерти военнослужащих и военных строителей, погибших в период прохождения военной службы в мирное время.
От государственной пошлины освобождаются:
— Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств, участники Великой Отечественной войны, граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, а также граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, если инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
— лица, заменяющие родителей, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов, детские интернатные учреждения, детские социальные приюты, учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального образования, высшие учебные заведения — за выдачу повторных свидетельств о рождении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, о смерти родителей детей, оставшихся без попечения родителей, для назначения пенсии по случаю потери кормильца детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей;
— комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства — за выдачу повторных свидетельств о рождении для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские интернатные учреждения и учреждения образования.
Л. СЕРГЕЕВА,
начальник отдела ЗАГС райисполкома.