Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики. Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы. Эти меры предусмотрены Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». О сути документа, наиболее значимых нововведениях мы поговорили с главным специалистом отдела экономики райисполкома Татьяной Владимировной Скибицкой.
— Директива — это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития субъектов предпринимательской деятельности. Суть и ключевой принцип изменений в сфере предпринимательской деятельности и взаимоотношений по линии «государство — бизнес» выражены в самой Директиве предельно четко: «Конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо».
Директива состоит из 9 разделов. Наименования разделов сформулированы в виде концептуальных системных требований ко всем органам государственного управления, общественным объединениям и гражданам Республики Беларусь:
1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.
2. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
3. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами.
4. Завершить гармонизацию налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.
5. Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
6. Усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой).
7. Исключить излишнее регулирование рынка труда.
8. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства.
9. Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
— Какие из положений, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми?
— Для субъектов предпринимательской деятельности наиболее важными являются такие вопросы, как защита права собственности, ценообразование, система оплаты труда, совершенствование налогового законодательства, финансовая отчетность.
Довольно значимыми являются предполагаемые меры по совершенствованию сферы применения упрощенной системы налогообложения. В 2011 году ею смогут воспользоваться субъекты предпринимательства, чья валовая выручка не превышает нарастающим итогом в течение календарного года 12 млрд рублей (в 2010 году применять упрощенную систему налогообложения могли субъекты предпринимательской деятельности, чья выручка составляла не более миллиарда рублей).
Позитивным моментом является переход к рыночным механизмам ценообразования (госрегулирование цен будет осуществляться только на продукцию предприятий-монополистов и социально значимые товары).
Директивой фактически приостановлено действие статьи 23.17 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов), которая служила основанием для санкций в отношении многих субъектов хозяйствования.
Отменены требования для субъектов предпринимательской деятельности по обязательной сдаче наличной выручки в банк, согласованию лимитов остатка в кассе, а для субъектов малого предпринимательства отменено также требование и по целевому использованию наличной выручки.
Важным нововведением для субъектов предпринимательства является то, что документ запрещает конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. Данная норма позволит обеспечить гарантию прав собственности субъектов предпринимательской деятельности.
— Что должно стать основой реализации положений Директивы?
— Все нововведения по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, которые планируется внедрить, необходимо подкрепить нормативными правовыми актами либо внести изменения (дополнения) в действующие нормативные правовые акты. Директива должна дать возможность субъектам предпринимательской деятельности получать прибыль, а, следовательно, приносить пользу государству.
Ольга БУБЕНЧИК.