banner

Поменять фамилию можно, но...

11 Мая’09
8142

Поменять фамилию можно, но...В отдел ЗАГС Свислочского райисполкома ежедневно обращаются граждане с различными просьбами и получают квалифицированную помощь. А на «прямую линию», которая проводилась с начальником отдела Раисой Ивановной Федорчук, поступили вопросы, касающиеся порядка выдачи справок и регистрации актов гражданского состояния.


— Хотелось бы узнать, за какими справками обращаются в отдел ЗАГС и сколько их выдано за прошлый год? Ознакомьте, пожалуйста, с порядком их выдачи.

Анна Ивановна, г. Свислочь.

— В последнее время отдел ЗАГС выдает большое количество справок: содержащие сведения из записей актов, справки о записи акта гражданского состояния, справки об отсутствии записи акта о заключении брака и др. Количество выдаваемых справок увеличилось в связи с увеличением обращений граждан, запросов организаций и учреждений, а также с тем, что срок действия ранее выдаваемых справок был не ограничен. Сейчас же срок действия справок составляет шесть месяцев.

В 2008 году отделом ЗАГС выдано 624 справки, за 2,5 месяца 2009 года уже выдали 195 справок.

Справки выдаются отделом ЗАГС по устным или письменным заявлениям граждан. Для этого гражданину достаточно обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства, в котором имеется на хранении запись акта. При себе нужно иметь паспорт. Справка выдается бесплатно и в день обращения. В случае отсутствия соответствующей записи акта в отделе ЗАГС по месту жительства гражданина отдел ЗАГС, осуществляя деятельность по принципу «одно окно», направляет заявление гражданина для исполнения в тот орган ЗАГС, в котором имеется на хранении соответствующая запись акта.

Направление справок гражданам, проживающим за границей, производится органами ЗАГС через консульское управление Министерства иностранных дел, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Справка на запрос отдела ЗАГС высылается в недельный срок со дня получения заявления.

Справки, содержащие сведения из записей актов, выдаются:

– гражданину, на которого составлена запись акта;

– родителям, усыновителям, опекунам и попечителям — о сведениях, содержащихся в записи акта о рождении детей;

– гражданам, являющимся опекунами недееспособных лиц;

– родственникам умершего — о сведениях, содержащихся в записи акта о смерти.

В исключительных случаях по согласованию с главным управлением юстиции облисполкома справки, содержащие сведения из записей, могут выдаваться наследникам, родственникам (дети, родители, дед, бабка, родные братья, сестры), супругу (супруге) гражданина, на которого составлена запись акта.

Кстати, с этого года отдел ЗАГС осуществляет выдачу справок на основании телефонных заявок и с последующей выдачей гражданину при личном обращении. Что это значит? Для этого стоит позвонить в отдел ЗАГС по номеру 3-35-83 и заказать нужную справку. С гражданином согласовывается время выдачи справки, удобное для обеих сторон. Для получения справки гражданин обращается лично, предъявив документ, удостоверяющий личность, а если есть такая необходимость, то и документ, подтверждающий родственные отношения.

— Я родила ребенка, состояла в браке, сейчас развелась, с мужем не проживаю, могу ли я зарегистрировать рождение ребенка как одинокая мать?

Юлия, г. Свислочь.

— Зарегистрировать рождение ребенка как на мать-одиночку в данном случае нельзя. Регистрация рождения ребенка, зачатого в браке, но родившегося после расторжения брака, если до дня рождения ребенка прошло не более десяти месяцев, производится в том же порядке, что и регистрация рождения ребенка, родители которого состоят в браке. Отцом ребенка записывается бывший супруг матери.

Исключение составляют те случаи, когда мать заявляет, что ребенок родился от другого лица. Если мать заявляет о рождении ребенка от другого, то в записи акта о рождении ребенка это лицо может быть внесено в качестве отца только после признания им отцовства. Необходимо также заявление от бывшего супруга о том, что он не является отцом этого ребенка. В случае отсутствия факта установления отцовства и заявления бывшего супруга ребенок регистрируется как у родителей, состоящих в браке. Если один из родителей не согласен с тем, что его записали в качестве родителя, он может обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о нем. После того, как в суде будет доказано, что действительно отцом ребенка является другое лицо, то отдел ЗАГС на основании решения суда сможет исключить сведения об отце в записи акта о рождении ребенка и внести новые сведения об отце — те, которые будут указаны в решении суда. После чего вам будет выдано новое свидетельство о рождении.

— Я родила ребенка, в браке не состою, могу ли я в графе "отец ребенка" записать настоящую фамилию отца?

Карина, жительница района.

— Можно только в случае установления отцовства. При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей о регистрации установления отцовства или решения суда об установлении отцовства, фамилия отца ребенка в книге записей актов о рождении производится по фамилии матери, собственное имя и отчество отца ребенка записывается по ее указанию, национальность отца — по национальности матери.

— С мужем развелась, сейчас поменяла фамилию на свою девичью, имею троих несовершеннолетних детей. Как поменять фамилии детям?

Ирина, жительница района.

— Изменение фамилии родителей не влечет изменения фамилии ребенка. Если родитель, у которого остались проживать дети, после прекращения брака желает присвоить им свою фамилию, он может обратиться в отдел образования райисполкома в орган опеки и попечительства, где могут разрешить изменить фамилии детям, исходя из интересов каждого ребенка. Возраст детей должен быть до 16 лет. В случае достижения 16 лет одним из детей, он вправе самостоятельно обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства по вопросу перемены ему фамилии.

— Хочу поменять себе фамилию, имя, отчество. Расскажите, как это сделать и сколько времени на это понадобится?

Владимир,  г. Свислочь.

— Заявление о регистрации перемены фамилии, имени, отчества подается в письменной форме гражданином Республики Беларусь, достигшим шестнадцати лет, в орган ЗАГС по месту жительства. Для этого он предъявляет заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, две фотографии, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, подлежащие замене в связи с регистрацией перемены фамилии, собственного имени, отчества и др.

В случае дачи главным управлением юстиции Гродненского облисполкома разрешения на перемену за регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества взимается государственная пошлина в размере 1 базовой величины. Разрешение о перемене фамилии, имени, отчества может быть дано лишь в тех случаях, если для этого имеются уважительные причины, а не просто потому, что вам так захотелось. К уважительным причинам относят:

неблагозвучность фамилии, собственного имени, отчества или трудность их произношения; желание носить общую с другим супругом фамилию или вернуть свою добрачную фамилию, если об этом не было заявлено при разводе; желание вернуть добрачную фамилию после смерти супруга и другие.

Заявление о регистрации перемены фамилии, имени, отчества должно быть рассмотрено в срок, не превышающий одного месяца со дня получения всех необходимых сведений и документов.

«Прямую линию» подготовила Светлана КОВАЛЬЧУК.

Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Трымай парадкі ля сваёй хаткі