banner

Душа коллектива: Пожарный аварийно-спасательный поезд на станции Свислочь

22 Февраля’11
4166

Сегодня, в канун праздника Дня защитников Отечества, районка приглашает вас заглянуть в гости… к смелым и отважным, мужественным и бесстрашным защитникам, которые каждый день и час стоят на страже, оберегая нас от чрезвычайных ситуаций. Бравые ребята, крепкие и рослые, все как на подбор – это дружный коллектив пожарного аварийно-спасательного поезда на станции Свислочь, одного из подразделений Брестского отряда военизированной охраны Белорусской железной дороги.

Двадцать два человека. И все – мужчины. Наверное, работа у них такая сложная и опасная, что под стать только сильным. Какие задачи стоят перед каждым из них? Кем они считают себя в первую очередь: охранниками, железнодорожниками или спасателями? Можно ли хоть одним глазком взглянуть, что там внутри, в этом ярко-красном пожарном поезде, их «офисе на колесах»? Все эти вопросы один за другим, как лавина, грозили обрушиться на начальника подразделения Сергея Михайловича Рябченко. Пока мое женское любопытство пыталось найти компромисс с профессиональной журналистской этикой, старалась не упустить из поля зрения ни одной мелочи, ни одного факта, зафиксировать все услышанное и запечатлеть на фото все увиденное. О чем осмелилась спросить у руководителя и что удалось узнать у самих членов коллектива, сейчас предлагаю вашему вниманию.

Всегда в боевой готовности

Душа коллектива: Пожарный аварийно-спасательный поезд на станции Свислочь– Наряду с обеспечением сохранности перевозимых грузов, охраной особо важных объектов на военизированную охрану возложены еще задачи по ликвидации и локализации чрезвычайных ситуаций, осуществлению пожарного надзора на объектах железнодорожного транспорта. На сегодняшний день эту задачу в республике осуществляют 20 аварийно-спасательных поездов, один из которых наш, – рассказывает С. М. Рябченко. – ПАСП размещается на станции Свислочь с 2001 года. Он был создан на базе стрелково-пожарной команды.

– Какие возможности по тушению пожаров у вашего поезда?

– Радиус его действия – 100 километров, или 1,5 часа пути во временном выражении. Запас пожарных рукавов – 1,5 километра. При тушении пожаров или ликвидации аварийной ситуации у наших ребят есть возможность выполнять свои боевые задачи, отойдя от поезда более чем на километр. Если в обычной пожарной машине всего 3 тонны воды, то в нашем поезде – 150 (причем в зимнее время, чтобы вода не замерзла в цистерне, производится ее подогрев) и 5 тонн пенообразователя. Кроме того, поезд оснащен специальной техникой для перекачивания опасных грузов.

– Все эти цифры впечатляют. Как и объем работ, который готов выполнить караул. Наверняка, чтобы попасть к вам на службу, нужно обладать недюжинной силой и сноровкой?

– Для тех, кто хотел бы связать свою жизнь с этой мужской профессией, нужно пройти службу в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь, иметь крепкое здоровье и безупречную репутацию. К нам приходят парни в возрасте до 30 лет, проходят первоначальную подготовку в учебных центрах МЧС, растут профессионально и добиваются хороших результатов в трудовой деятельности. Коллектив у нас дружный, сплоченный, работают как молодые специалисты, так и опытные, стаж работы которых достигает 35 лет.

– Сергей Михайлович, а сами вы как давно работаете в коллективе?

– Уже 15 лет. Я начинал службу в охране в 1995 году в должности заместителя начальника стрелково-пожарной команды по чрезвычайным ситуациям на станции Свислочь. Когда в 2001-м создавался ПАСП и меня назначили руководителем, подбирал в команду таких людей, на которых всегда можно положиться при выполнении самых сложных задач. В работе своего подразделения главными критериями считаю дисциплину и порядочность, а также постоянную боевую готовность каждого специалиста.

Лучше работы нет

Самый солидный стаж работы в военной охране у пожарного Ивана Алексеевича Германа – 35 лет. С 1976 года его трудовая деятельность связана с железной дорогой. Его молодой коллега мастер аварийно-спасательных работ Юрий Иванович Климуть в коллективе всего третий год. Что думают они о своей работе и за что ценят коллектив? Им слово.

Иван Алексеевич:

 – Коллектив у нас хороший, дружный. Мы и в горе, и в радости вместе. Больше 10 лет служим плечо к плечу, сдружились караулами. Встречаемся на смене, а она у нас через три дня. Работаем сутки, с 8 утра до 8 часов следующего дня. Занятия, подготовка и техническое обслуживание оборудования, проверка прибывших вагонов с опасными грузами… Время пролетает быстро. В свободные минуты делимся своими новостями и вместе дегустируем блюда, приготовленные женами. Я считаю, что лучше моей работы нет. Глядя на меня, и сын в охрану пошел, трудится в Волковыске.

Юрий Иванович:

– А я хоть и живу в Волковыске, но так втянулся в эту работу, так прикипел к коллективу, что с радостью еду в Свислочь на дежурство. После окончания Солигорского горно-химического техникума по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» я работал в МЧС, поэтому для меня это родная стихия. Работа у нас опасная, но очень нужная. Для кого-то вынести человека из огня – это подвиг, а для нас – это работа и долг.

Спасателю-пожарному нужны не только физическая закалка, сила духа и устойчивая психика, но и специальная учебная подготовка. Поэтому занятия у нас проводятся регулярно. Ежегодно летом в Брестском отряде организуются состязания по пожарно-спасательному спорту, в которых принимает участие команда из 6 человек. В самом главном для нас виде спорта – боевом развертывании – не раз удавалось добиться первых мест.

От прошлого — к настоящему и будущему

Душа коллектива: Пожарный аварийно-спасательный поезд на станции СвислочьРассматривая многочисленные грамоты и дипломы коллектива, понимаешь, что все они заслужены честным трудом, в котором и героизм, и смелость, и отвага. И хоть у каждого из спасателей свои склонности и интересы, свой характер, но объединяет их одно – ответственное отношение к работе. «Надежные и исполнительные», – говорят здесь о Петре Викторовиче Кухарчике, Викторе Анатольевиче Юрахно, Олеге Петровиче Ламашкевиче, Викторе Станиславовиче Спарнюке, Иване Антоновиче Акудовиче, Сергее Федоровиче Жуке. Им можно доверить любое дело, даже самое сложное. Не подведут.

Дружная семья спасателей будет неполной, если не назвать имена ветеранов, ныне находящихся на заслуженном отдыхе. Именно они – особая гордость коллектива. Георгий Антонович Маер, Владимир Николаевич Прокопик, Александр Станиславович Кастусик, Михаил Антонович Кедик, Геннадий Иосифович Савко, Василий Дмитриевич Кичкайло, Станислав Никодимович Белуга, Петр Никодимович Горбач, Степан Александрович Лоскот. Имена этих людей здесь вспоминают с огромным уважением, ценя за труд и усердие.

Богат коллектив на семейные династии. По стопам отцов пошли Валентин Георгиевич Маер и Руслан Михайлович Кедик. В 2009 году на смену ветеранам пришли молодые и задорные ребята: Евгений Гутор и братья Андрей и Сергей Прокопчуки. Евгения смело можно назвать продолжателем семейного дела, ведь здесь же работают его дяди: братья Константин Михайлович и Юрий Михайлович Гуторы.

Спасатели уверены, если есть надежный тыл, то даже самая опасная и сложная работа будет выполнена безупречно. Пока мужчины на боевом посту, волнуются и переживают за них их верные спутницы. Они готовят вкусные обеды, создают уют в домах, воспитывают детей. Вернется глава семьи с дежурства – обязательно спросят: «Как дела на работе?» Они ждут, надеются и верят, что каждый раз будет звучать в ответ: «Все в порядке!»

Если представить, что все вместе, весь их дружный коллектив захочет встретить какой-нибудь праздник (а поводов найдется предостаточно: День железнодорожника, День спасателя, День защитников Отечества), причем встретить вместе с семьями, какая же большая компания соберется! Жаль, что практически сделать это невозможно, ведь одна смена всегда должна быть на посту. Работа у них такая – оберегать и защищать. И в будни, и в праздники…

На все горазды

Душа коллектива: Пожарный аварийно-спасательный поезд на станции СвислочьЗаместитель начальника по пожарно-технической части Валерий Николаевич Пекарь, правая рука руководителя, работает в коллективе девятый год. О каждом своем коллеге он может рассказать немало интересного. Он знает ребят не только по их деловым качествам, но и в курсе всех их творческих способностей и увлечений.

– У каждого есть жилка предприимчивости и огромный творческий потенциал, – уверен Валерий Николаевич. – А если приложить к работе золотые руки, то и результат не заставит себя ждать.

Много времени уделяет любимому делу Юрий Васильевич Пекарь. Он не мыслит себя без работы на земле, поэтому в свободное время занимается фермерством.

Профессионально разбирается в электрике Владимир Владимирович Куделко, поэтому готов помочь не только компетентным советом, но и делом.

Мастер на все руки Юрий Анатольевич Яковенко. Он и по железу, и по дереву специалист, каких поискать. Не отстает от коллеги в мастерстве и Сергей Иванович Гайдученя. Все поломки и неисправности техники они готовы устранить с легкостью.

По праву можно назвать лучшим печником в районе Юрия Михайловича Гутора. Сколько семей в эти морозные февральские дни вспоминают его добрым словом, греясь у жаркой печки, и сосчитать трудно.

С творческим огоньком

Тот огонек в душе мастера аварийно-спасательных работ Федора Анатольевича Темежникова, который тушить не нужно, горит ярко и дарит тепло всем вокруг. Он пишет стихи. Добрые, душевные, лирические. Одно из них посвятил любимой работе:

Эх, железная дорога

Белорусская моя!

Будни, радости, тревоги…

Вдаль уходит колея.

Семафоры, семафоры,

Бело-лунные огни,

И вокзалы, и перроны…

Так мне дороги они.

Я служу тебе, дорога,

Вот уже пятнадцать лет,

Это много и немного,

Есть тут маленький секрет.

Я люблю твои строенья,

И вокзалы, и мосты,

Проводов переплетенья…

Я люблю ее, а ты?..

Много это или мало –

Мне идти по жизни с ней.

Я хочу, чтобы ты стала

И богаче, и мощней.

Белорусская дорога,

Блеск натянутых нитей,

Я хочу, чтоб было много

Мирных дней в судьбе твоей!

Лариса САМАРИНА.

На снимках: начальник ПАСП С. М. Рябченко проводит развод караула в составе И. А. Германа, Ю. И. Климутя, С. И. Гайдучени, К. М. Гутора, В. В. Куделко (слева направо); молодое пополнение: Евгений Гутор, Сергей и Андрей Прокопчуки; проверку работоспособности мотопомпы МП-1600 проводит пожарный по ремонту и обслуживанию техники К. М. Гутор.

Фото автора.

Предыдущая статья

Есть такая профессия — Родину защищать