banner

Сплетенные корни семейного древа

29 Января’09
2346

Дорогою жизни…

Лиза Просвирина родилась семьдесят два года назад в городе Петровске, что в Саратовской области. В пять лет девочке было начертано посмотреть в глаза войне. За городом, где жила Елизавета с мамой, сестрой и тремя братьями, находился военный аэродром. В годы войны там ремонтировались советские самолеты, и немцы часто бомбили этот объект. А местные жители, услышав рев сирены, спешили спрятаться в вырытые окопы… В тогда еще детской памяти Елизаветы Петровны запечатлелись проходившие по городу колонны танков, машин. Запомнились наши солдаты, располагавшиеся в домах горожан. Сидя на печи, маленькие ребятишки с нескрываемым любопытством наблюдали за ними. А те готовили себе еду, подзывали детей, угощали, поднося им в деревянных мисках солдатские харчи. Мама стыдила неуемных детишек, а те снова и снова тянулись к солдатам…

Помнятся Елизавете Петровне и пленные немцы, которые после войны находились в здании местной школы. Они там даже занимались самодеятельностью, потешали русских, задорно повторяя: «Гитлер капут!». Русские сердобольные люди жалели их, то и дело подсовывали под ограду охапки зеленого лука, картошку… Среди таких были и Лиза со своей мамой.

После войны с фронта вернулся отец. Да вот только радость эта скоро перемешалась со скорбью. Военные годы подорвали здоровье мамы. И спустя три года после войны она умерла. Елизавете тогда шел тринадцатый год…

После смерти жены Петр Просвирин с детьми переехал в Саратов.

Елизавета, получив семь классов образования, пошла работать на ламповый завод. Вскоре вышла замуж, родила дочь. Но с мужем довелось прожить недолго. Приютила молодую маму с ребенком тетя. Спустя время Елизавета устроилась на швейную фабрику. Вот так потихоньку и жили…

 

«Встретила свою судьбу…»

Сплетенные корни семейного древаСтепан Дингилевский, в ту пору отслужив в армии, остался в Саратове на три года на сверхсрочную. На танцах и познакомился с Елизаветой. Он оказался ответственным, работящим, надежным человеком. Молодые люди потянулись друг к другу. Скоро Степан написал родителям в Беларусь, в деревню Лавриновичи, что нашел свою половинку. Немного погодя у молодой пары родился сын Валерий.

Немного погодя Елизавета Петровна совершила свою первую поездку на родину мужа: повезла годовалого сынишку к белорусским бабушке и дедушке. Летела, толком не зная, куда. Пересаживалась с самолета на самолет. Саратов — Москва — Минск — Гродно… На руках — ребенок, а еще огромный чемодан, сумка, детская коляска. В Гродно путешественнице стало плохо. Но белорусы приняли ее радушно. К пассажирке подошел милиционер, предложил помощь. Он вызвал такси, заверив, что так она надежно доберется до Свислочи. А там участливый таксист задержал отправлявшийся на Лавриновичи автобус… В это же время на железнодорожной станции с фотографией в руках русскую гостью встречали родственники Степана. Ждали, подходили к каждому поезду, расспрашивали о молодой женщине с ребенком. Только спустя три дня стало известно, что они разминулись…

 

«Я уезжаю в Беларусь»

Белорусский народ подкупил Елизавету Петровну своим добродушием. Все здесь было просто и сердечно. Да и родители мужа приняли невестку, как родную. Стали звать молодую семью к себе. Елизавета Петровна не устояла. Вернувшись к мужу, заявила: «Я уезжаю в Беларусь. Мне там нравится».

Переехали в 1965 году. Здесь, в Беларуси, Елизавета Петровна родила второго сына — Петра. Первое время проживали в Солигорске, а потом семья Дингилевских решила обосноваться в Свислочи. Перевезли сюда из Солигорска закупленные для строительства дома материалы, построились и начали обживаться. Елизавета Петровна работала в заготконторе, муж — шофером на автобазе. В большой мере благодаря работе Елизавете Петровне был знаком почти весь город. «Здесь у людей друг к другу теплое отношение. Выйдешь на улицу — всех знаешь, со всеми здороваешься. Хорошо! Чувствуется атмосфера какого-то единства. И ощущение жизни особое. Может быть, потому, что городок маленький… Ведь в больших городах человек человека не видит», — рассуждает она.

Елизавета Петровна Дингилевская живет на белорусской земле уже 43 года. Из них десять лет она вдова. Несмотря ни на что, остается прежней оптимисткой, веселым, общительным человеком. Белорусская земля ее согревает. А Елизавета Петровна в свою очередь открыта для людей. Она всегда гостеприимна. Может, и не в силах, как бывало в молодости, каждое воскресенье встречать дорогих гостей своими фирменными пирогами со щавелем, но все же… У нее всегда есть любимые русским человеком настоящие щи, сваренные на говяжьей косточке в печи, и пельмени. А вот картошку Елизавета Петровна так и не полюбила. Хотя в свое время все же готовила белорусские драники, чтобы угодить мужу.

…Все смешалось, переплелось в семье Дингилевских. Есть здесь русские и белорусы. Сын Валерий, рожденный в России, считает себя белорусом. Сегодня служит старшим прапорщиком в российской армии. Петр записан русским, хотя его родина — Беларусь. И живет он здесь. Дочь Людмила тоже переехала из России сюда, чтобы быть ближе к маме. Ждет Елизавета Петровна и сына Валерия. Через год он пойдет на пенсию и уже поговаривает о смене места жительства. Так что вполне возможно, что скоро белорусская земля скажет и ему «Добро пожаловать!».

Наталья КОМАР.

Фото из семейного архива.

Предыдущая статья

Течет ручей… Ничей?
Похожие новости
24 Февраля’21
1232
Пажылыя – пажылым
15 Мая’20
3092
Мечты сбываются