— Когда ты начнешь жить для себя? — спрашивают у Виктора Ромуальдовича знакомые.
— А я и живу для себя, — отвечает он, сгребая в кучу всех своих детишек.
«Чудаки, — думает, — не понимают, что все в этом мире держится на семье и детях. Что свое собственное счастье я нашел в счастье тех, кто живет со мной рядом. Что чем больше любви отдаешь, тем больше ее к тебе возвращается…»
И он продолжает жить по принципу мудрого Сенеки: мол, человек, который думает только о себе и во всем ищет своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя — живи для других.
На первый взгляд, Виктор и Елена Пайковские из Свислочи — обычная семья. И начиналось у них все, как у многих: молодость, любовь, свадьба, дети Марта, Милана и Полинка. Параллельно жили заботами о новом доме. В этом плане Елене Александровне повезло: муж оказался мастером на все руки. Он сам спроектировал дом и, призвав на помощь отца и тестя, взялся за дело. И самому, теперь вспоминает с улыбкой, было тогда интересно, что получится, ведь это был его первый строительный опыт. Кирпичик к кирпичику он складывал большой дом для большой семьи. И все удалось: первый блин вышел не комом, а просто загляденьем: красиво, просторно, уютно, тепло… В 2000 году Пайковские отпраздновали новоселье. В столовой появился добротный стол, обставленный восемью крепкими стульями с высокими спинками. Эту мебель Виктор Ромуальдович тоже смастерил собственноручно. Восемь стульев… И сегодня отец семейства не перестает удивляться: почему именно столько? Как будто изнутри чувствовал или что-то извне подсказывало, что скоро их станет на трое больше. Так и случилось. В доме появились приемные дети Наташа, Миша и Максим, и каждый из восьми стульев обрел своего хозяина.
Согласие взять на воспитание детей из приюта было обоюдным. Виктор и Елена не побоялись иметь большую семью и шаг к ее значительному пополнению сделали уверенно и спокойно. Желание стать многодетными супругам словно передалось по наследству вместе с генами. С неким благоговением они вспоминают сегодня о своих бабушках и дедушках, которые рожали по трое-семеро детей. «Какое удовольствие и счастье иметь родственников в разных уголках страны, — говорит Виктор Ромуальдович. — Всегда есть к кому заглянуть в гости».
Наташа и Миша стали членами семьи Пайковских почти три года назад. Одновременно. Просто не хотелось Виктору и Елене выбирать между братом и сестрой, тем более, разлучать их. Сегодня восьмиклас-сница Наташа — первая мамина помощница в огороде, саду, доме. Да и в воспитании младших братьев и сестер она активно участвует. Очень привязана к девочке четырехлетняя Полина. Так и тянется к своей «любимой Наташе». (В тот день, когда я заглянула к этой семье в гости, Полинка все время нашей беседы просидела у старшей сестры на руках и даже уснула, приклонив головку к ее груди.) Миша стал папиной правой рукой, разбавив девичий коллектив. «Он у нас — спортивный парень, играет в теннис», — рассказывают родители. А несколько месяцев назад (снова к радости Виктора Ромуальдовича) мужская половина семейства пополнилась еще и парнишкой Максимом. За короткое время мальчишка стал своим среди своих, покорив домашних трудолюбием и хозяйственностью.
С приходом сентября потекут у семьи Пайковких школьные дни. Снова по вечерам дети, позанимавшись самостоятельно, будут собираться с книжками и тетрадками за большим столом и пересказывать маме стихи, правила, читать вслух и демонстрировать свое чистописание. Снова будет сидеть за уроками ответственная и исполнительная пятиклассница Марта. Вслед за девочками потянутся за учебниками мальчишки. Новыми увлечениями поделится разносторонняя Милана, ведь она так любит пробовать себя во всем.
«Весело живем, дружно, — доволен отец. — Семьи у человека и должно быть много».
И хотя их уже восьмеро, Пайковские допускают мысль о том, что когда-то их может стать еще больше. «Стульев в столовой лишних нет, — шутит Виктор Ромуальдович и серьезно добавляет: — Но одна свободная кровать имеется…»
Наталья ТУРКО.
Фото Натальи ТУРКО.