Сейчас на строительных площадках Республики Беларусь эксплуатируется различная современная строительная техника, в том числе краны, стреловые самоходные или башенные. Они задействованы с начала строительства и до его окончания.
Между тем кран является потенциально опасным объектом, при эксплуатации которого необходимо соблюдать требования правил и норм при производстве работ. Государственный надзор в области промышленной безопасности, в частности и за грузоподъемными механизмами, осуществляет Госпромнадзор. Все краны проходят регистрацию в территориальных органах Госпромнадозра, где проводится их техническое освидетельствование экспертами в области промышленной безопасности, по результатам которого срок эксплуатации или продлевается, или ставится вопрос об его списании.
Другой вопрос, как ведут себя работники на объекте в «межпроверочный период» и как начальники относятся к уже выявленным в процессе эксплуатации дефектам, как осуществляют производственный контроль за эксплуатацией кранов на строящихся объектах. Порой сами работники и специалисты не понимают элементарных вещей. Халатность приводит к несчастным случаям, авариями, и, как правило, с травмами и жертвами.
Череда инцидентов и аварий, падение башенных кранов на жилой дом или проезжую часть, опрокидывание кранов вследствие перегрузки или неправильной установки на строительных площадках заставляет принимать принципиальные меры по соблюдению законодательства при эксплуатации кранов. Советом Министров Республики Беларусь было дано поручение № 04/312-560 от 29 декабря 2014 г. ужесточить требования и усилить контроль за организацией и содержанием строительных площадок.
Во исполнение данного поручения инспекторы Гродненского областного управления Госпромнадзора помимо осуществления контроля за эксплуатацией кранов на строительных предприятиях принимают участие в мобильных группах, созданных в районных исполнительных комитетах Гродненской области, в состав которых входят представители всех контрольных органов.
При посещении строительных объектов инспекторы не только выявляют нарушения, а также проводят консультативно-профилактические мероприятия с ответственными специалистами, крановщиками и стропальщиками, эксплуатирующими кран, в ходе которых:
разъясняется, к каким последствиям может привести эксплуатация крана с неисправными приборами и устройствами безопасности, крановыми путями и иными неисправностями, которые могут привести к аварии или несчастному случаю;
заостряется внимание ответственных специалистов на соблюдении правил организации производства работ (складирования материалов в установленных проектами местах, незагромождение подкрановых путей башенных кранов, подготовка площадок для установки кранов и т.д.);
доводится информации о необходимости принятия мер при эксплуатации кранов в холодный период и во время оттепели;
контролируется соблюдение технологической дисциплины при производстве работ.
Несмотря на то, что количество грубых нарушений, повлекших приостановку грузоподъемных механизмов или привлечение ответственных специалистов к административной ответственности, стало меньше, тем не менее, остаются нарушения, которые могут привести к инцидентам.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
– несоблюдение требования правил по организации производства работ (в местах производства работ не вывешен список основных перемещаемых краном грузов с указанием их масс, схемы строповки; отсутствуют указатели участков стоянки башенных кранов в отключенном состоянии; отсутствуют знаки безопасности вдоль крановых путей; стропальщики не обеспечиваются сигнальными жилетами);
– несоблюдение технических регламентов при установке кранов (нарушения ограждений подкрановых путей башенных кранов; вводные устройства не оборудованы устройствами для запирания их на замок; увеличенные зазоры в стыках рельс; зазор между щитком ходовых колес и рельсом более 10 мм; установка стреловых самоходных кранов на не подготовленной площадке, с уклоном, расстояние между поворотной платформой и стеной менее 1000 мм, вблизи откоса котлована);
– несоблюдение технологических регламентов безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов (применение неисправных съемных грузозахватных приспособлений и тары; допуск к строповке грузов работников, не имеющих удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов; нахождение при разгрузке автомобиля в кабине транспортного средства людей);
– эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.
В целях предотвращения нарушений при эксплуатации грузоподъемных кранов инспекторы Гродненского управления постоянно проводят консультативно-профилактическую работу на посещаемых строительных площадках, выдают предписания для устранения выявленных нарушений, в случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей принимают соответствующие меры, проводят работу по информированию всех заинтересованных сторон и местных органов власти.
Однако обеспечение безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, зависит от каждого работника предприятия (организации): от руководителей и специалистов до рабочих.
Алексей ПРОВОРОТОВ, старший госинспектор Гродненского областного управления Госпромнадзора
Фото носит иллюстративный характер