С 1 ноября вступил в силу Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», цель которого – обеспечение безопасности и легальности перевозок. Его главное новшество — введение в действие государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Согласно документу, деятельность водителей считается незаконной, если они не включены в этот реестр. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к перевозчикам и водителям.Гарантия безопасности
Для пассажиров реестр — это гарантия безопасности, так как через него можно посмотреть, имеется ли у транспортного средства страховка и техосмотр. Можно определить, легально ли работает перевозчик. Для этого в реестре необходимо ввести регистрационный знак такси и время перевозки. В него включены сведения о диспетчерах, автомобильных перевозчиках, транспортных средствах и водителях.
Со вступлением в силу Указа диспетчерские службы в обязательном порядке должны размещаться на территории Беларуси. Это позволит обеспечить защиту прав пассажиров. Также на территории нашей страны должны будут размещены информационные системы и ресурсы, которые используются для приема и передачи заказов. В первую очередь это связано с безопасностью персональных данных, которые обрабатываются с их помощью. Если диспетчер и его программное обеспечение находятся за пределами страны, то все обрабатываемые ими персональные данные утекают за границу.
Обязательная видеофиксация
Одним из требований для автоперевозчиков является обязательная видеофиксация. Устройство должно находиться в рабочем состоянии в течение всей смены, а любая поездка должна быть записана. Это поможет в различных спорных ситуациях, которые возникают в ходе оказания услуг.
На боковых поверхностях автомобиля‑такси должна находиться полоса желтого цвета. Это вопрос не только безопасности, но и необходимость выделить транспорт.
Повышение квалификации
Изначально предполагалось, что для включения сведений в реестр необходимо представить справку либо сертификат об обучении в рамках образовательной программы обучающих курсов для водителей автомобилей‑такси, свидетельство о повышении квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории. В октябре 2024 года Правительство приняло постановление, в соответствии с которым до 1 марта 2025‑го для включения в него сведений о водителе автомобильный перевозчик может представлять взамен свидетельства письмо организации, оказывающей данные услуги. Оно должно содержать информацию о фамилии, имени водителя, номере группы, сроках начала и окончания повышения квалификации водителей категории В или D либо договор на оказание услуг (со сроком окончания такого обучения не позднее 31 августа 2025 года).
Чтобы как можно большее количество людей смогли получить необходимые документы, была скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В. Сроки повышения квалификации сократились с восьми до пяти дней, а также уменьшилось количество часов обучения с 55 до 35.
Все водители, задействованные при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, в том числе автомобилями‑такси, должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам. Им выдается соответствующее свидетельство. Повышение квалификации не требуется только в случае, если с даты начала действия водительского удостоверения соответствующей категории прошло менее пяти лет.
За незаконную перевозку – штраф
Деятельность по организации нерегулярных перевозок пассажиров для не включенных в реестр перевозчиков запрещается, является незаконной и влечет достаточно серьезную ответственность в соответствии с частью 3 статьи 13.3 КоАП как за незаконную предпринимательскую деятельность. Помимо штрафов может применяется конфискация до 100% полученного в результате такой деятельности дохода, конфискация ТС.
Подготовила Людмила БАЛЫШ