banner

Главное — воспитать человека

01 Октября’11
2092

Главное — воспитать человека

Чтобы встретиться с этой самобытной учительницей, нашей редакционной команде пришлось проделать неблизкий путь на другой конец района. Лариса Вацлавовна Пархимович, учитель русского языка и литературы ГУО «Корнадский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя общеобразовательная школа», согласилась побеседовать со мной, но предупредила, что на этот день еще запланирована масса дел.

– Лариса Вацлавовна, расскажите, как все начиналось, как выбиралась профессия?

– Я выросла в Новом Дворе, там окончила среднюю школу. Для меня никогда не возникал вопрос: кем быть? Профессию учителя выбирала осознанно, никогда не представляла себя в иной роли. Любовь к русскому языку и литературе привили учителя-предметники, а их было аж шестеро, и всем им я безмерно благодарна. Подала документы на филологический факультет Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Конкурс был большой, но и поступить было очень престижно. В 1993 году, получив специальность учителя русского языка и литературы, пришла работать в школу. Так все время и проработала на одном месте, педагогический стаж – 24 года, из которых шесть лет была заместителем директора по воспитательной работе. Это – сложная, хлопотная, но в то же время интересная и творческая работа.

– Вы многое успели сделать, достичь определенных профессиональных высот. Не секрет, что труд учителя некоторые считают неблагодарным, а, принимая во внимание то, насколько сократилось количество учеников в сельских школах, можно ведь и разочароваться?

– Никогда, даже в минуты отчаяния (а такие тоже бывали) я не разочаровалась в выбранной профессии. Возможно, слова эти звучат несколько высокопарно, но это – мой взгляд на жизнь. Есть в учительской работе что-то такое, что позволяет подниматься над прозой жизни, быть морально и нравственно выше серости будней, всегда подходить к себе с высокими требованиями. Я не знаю, что конкретно помогает мне и моим коллегам в этом: может быть, горящие глаза детей, а может – учительская интеллигентность, возможно, удачный урок или твой давно повзрослевший ученик-середнячок, который, встретив тебя, расплывается в добродушной улыбке. Результаты труда учителя не всегда можно сразу разглядеть, но если они есть, то это – большая и настоящая радость.

– Вы знаете, мы ведь коллеги. Я в том же 93-м закончил тот же факультет, только белорусское отделение, не понаслышке знаю про педагогический труд «словесника». Всегда был уверен, что наши предметы, язык и литература, одни из самых душевных и человечных.

– Для любого учителя, мне кажется, его предмет воспринимается как самый важный. И это по-своему хорошо, ведь специалист тогда по-настоящему увлечен делом. Так и со мной. Уверена, что у филологических предметов, как ни у каких других, очень высокий воспитательный потенциал, ведь на уроках литературы мы имеем дело с искусством, полетом человеческого творческого гения. Когда-то очень давно услышала фразу, с которой согласна всю свою жизнь: «Лепш выхаваны невук, чым адукаваны цынік». Именно поэтому подхожу к проведению своих уроков, особенно литературы, с высокой ответственностью, потому что понимаю: главное – не столько дать определенные знания, а воспитать человека – доброго, отзывчивого, рассудительного. Хотя с другой стороны, огорчает то, что и дети, и взрослые читают все меньше. Поэтому стараюсь самыми различными способами привлечь учеников к книгам, объясняю, что это нужно им самим, чтобы стать развитыми и культурными людьми.

– Знаю, что за два с небольшим десятка лет трудовой деятельности вы участвовали в различных конкурсах, постоянно повышали профессиональный уровень, стали одним из самых молодых учителей, сдавших на высшую категорию. Давно освоили компьютер и даже получили соответствующий сертификат. Все это говорит о том, что вы – человек, который постоянно стремится к новым для себя открытиям. А ведь это совсем не просто!

– Уважаю и принимаю все инновационное. Мне интересно апробировать новые образовательные технологии, перенимать опыт коллег и делиться собственными наработками. Считаю, что учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Он должен быть всегда интересен и немножко не досягаем для своих учеников, а ведь у современных детей требования очень высоки. Я все время стараюсь жить по правилу: если берешься за что-то, то делай это качественно. Этому учу и своих школьников. Их успехи всегда радуют и окрыляют. Совсем недавно мы заинтересовались научно-исследовательской работой. И наш первый «блин» вышел совсем не комом: диплом 3-й степени с І Республиканской научно-практической конференции за работу «Языковой портрет деревни Корнадь» привезла моя ученица Анастасия Белестро. С удовольствием занимаются научно-исследовательской деятельностью и мои семиклашки. Глубоко уверена, что самый главный человек в школе – ученик. А потом – учитель. Если есть успехи у детей, значит, ты, как педагог, не зря ходишь на работу и ешь свой хлеб.

– Лариса Вацлавовна, жизнь сельского учителя нередко наполнена чисто деревенскими заботами. Вот и сейчас вы улучили минутку для нашего разговора, ведь собираетесь еще на картошку с учениками.

– В свободное от работы время я действительно живу своей другой жизнью – домашней, деревенской. Там у меня не меньше обязанностей, ролей. Меня всегда понимал и поддерживал муж, мне никогда не было стыдно за своих дочерей. Они выбрали нужные и интересные профессии: врача и художника-модельера. В людях уважаю ум, трудолюбие и человечность. Ценю душевный покой и умею радоваться даже по самым маленьким поводам. Чувствую себя счастливой, когда звонит мой телефон – значит, я кому-то нужна.

Анатолий РОМАНЧУК.

Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Услуги самые разные