
Оживает дерево в руках
Если говорить о корягах, полутрухлявых пнях, суковатых бревнах, кривых поленьях и прочих, на вид неприглядных деревяшках, то все это для Святослава – прекрасный материал для будущих произведений искусства. В его руках буквально оживает дерево! Какие же это надо иметь глаза, чтобы увидеть в этом что-то этакое, от чего потом все придут в восторг. И дело, конечно, не в остроте зрения, а в том, что он умеет видеть сердцем. Ведь «самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».
Вот берет он очередную, найденную в лесу корягу или бесформенный кап, идет к себе в мастерскую, берет в руки резцы или стамеску, и происходит волшебство. Все ненужное вдруг отпадает, осыпается и на месте недавней коряги появляется причудливой формы вазочка, конфетница, бочонок с колесиками. Притащит старый пень, получается очередная напольная ваза или даже шикарный трон на «куриных ножках», соединенный с кофейным столиком, журнальный столик на причудливых ножках и прочая невероятная красотища.
А начинал с выжигания, вырезал небольшие картинки, делал фигурки птиц, животных, а потом уже перешел на более практичные вещи – столы, чаши, вазы, кашпо, хлебницы. Святослав работает с различными видами деревьев, они все по-разному поддаются мастеру. Например, еловый кап белый, с прослойками, ольховый – красный, словно это красное дерево, он мягко режется. Мастер особенно любит работать с этим материалом.
– Лучшее время для сбора капа – с конца октября по декабрь. Тогда в древесине меньше всего влаги: в будущем такой материал лучше сохраняется и не трескается, – рассказывает Святослав Лещук. – Но прежде чем приступить к работе, варю его в огромном чане, наполненном соленой водой. После такой термической обработки кап не трескается, его структура сохраняется, она напоминает мрамор. Потом снимаю кору и жду, пока кап высохнет. На это уходит примерно два года.


Только после этого можно приняться за дело и придать изделию нужную форму, отточить, отшлифовать его так, как не сумел бы, пожалуй, и профессиональный станок. К тому же мастер знает, каждая его новая работа неповторима. Другой такой в мире не найдешь.
Дом как музей
Святослав живет в полной гармонии с пущей, которая окружает его родную деревню со всех сторон. А его дом – настоящий музей. Он весь украшен вазами, панно, фигурками зверей и птиц. Словом, всем, чем богата Беловежская пуща. Одинаковых работ, разумеется, у него нет, даже оленьи рога, найденные в пуще, оформлены все по-разному.
Картины обычно пишут, а он вырезает. И не лишь бы из чего – из дуба. А фантазии у Святослава Лещука – хоть отбавляй. И вот уже на огромной дубовой доске появляются стволы елей и сосен, среди которых бродят лоси и олени или забавные медвежата. Другая доска готовится под столешницу очередного журнального столика. Это такая тонкая работа, такое произведение искусства, что нет предела удивлению.
Работы этого мастера-самородка не единожды выставлялись на всевозможных фестивалях, выставках областного, республиканского и международного значения. Его творения сегодня украшают дома во многих странах зарубежья: Франции, Германии, Польши, Литвы, Латвии. У него столько дипломов, что он сам сбился со счета.

О таких людях говорят – «мастер с золотыми руками». Но, что есть золото? Кусок холодного металла, пускай себе и драгоценного. У Святослава Лещука простые теплые руки, в которые Господь вложил при рождении великий дар созидателя. А еще у него большое сердце, в котором никогда не было места для злобы, зависти, равнодушия и лицемерия. Он прекрасный муж, отец, дедушка, замечательный хозяин, добрый сосед и один из лучших водителей автобуса, в котором вот уже больше 20 лет возит в школу детей из окрестных деревень.
А еще он веселый, улыбчивый человек, с которым никому не бывает скучно. Потому его уважают в деревне, его ставят в пример, а родные просто гордятся и считают своим авторитетом.
Ядвига КОБРИНЕЦ
Фото автора