banner

У истоков Духовности: Царква святых апосталаў Пятра і Паўла

19 Июля’10
2683

У истоков Духовности: Царква святых апосталаў Пятра і ПаўлаЦарква ў Гарнастаевічах пабудавана ў першай палове XIX стагоддзя з бутавага каменю і цэглы. Твор архітэктуры класіцызму. Была вырашана прамавугольным у плане аб’ёмам пад 2-схільным дахам. Галоўны фасад быў вылучаны класічным 6-калонным порцікам з 3-вугольным франтонам. Плоскасныя бакавыя фасады рытмічна чляніліся прамавугольнымі аконнымі праёмамі ў плоскіх ліштвах, якія разам з вуглавымі лапаткамі і перыметральным карнізам сваёй белізной вылучаліся на паліхромным бутавым фоне муроўкі сцен.

З кнігі А. М. Кулагіна “Праваслаўныя храмы на Беларусі”.

Апостолы Петр и Павел

У истоков Духовности: Царква святых апосталаў Пятра і ПаўлаСвятой апостол Петр, брат апостола Андрея, родом иудей, призванный Господом, был одним из ревностных учеников Спасителя. Когда апостолу угрожала смерть в Иерусалиме, он был освобожден ангелом из темницы. Апостол проповедовал в Сирии, Поите, Галатии, Вифинии, Асии и Египте, подтверждая силу своих слов чудесами: он воскрешал мертвых, и даже тень святого исцеляла больных. В царствование Нерона святой претерпел в Риме мученическую кончину, будучи распят на кресте. Мощи его почивают в Ватиканском соборе.

Святой Павел был родом иудей из Тарса. Он принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан. Чудесно призванный в апостолы Господом, который явился ему на пути в Дамаск, он принял святое крещение и с этого времени стал ревностным проповедником Евангелия в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и многих других странах. Он скончался в Риме примерно в 67 году, будучи усечен мечом по повелению Нерона.

Только факты

«Церковь в селе Горностаевичи приходская, относится к Подоросскому благочинию. Церковь каменная с гонтовой крышей сооружена в 1801 году вотчинным владельцем Фадеем Корчицей. Отстоит от Волковыска в 21 версте. Прихожан 885 мужского пола и 933 женского пола. Обслуживает 12 селений: Горностаевичи, Вилейши, Грущаны, Загораны, Кабызи, Ковали, Лески, Новосады, Пущики, Раковщи, Скреблы, Хрущановичи. При церкви имеется церковная школа в Новосадах и народное училище в Горностаевичах».

Гродненский православно-церковный календарь, 1893 год.

Без веры не прожить

У истоков Духовности: Царква святых апосталаў Пятра і ПаўлаПосле воскресной службы, когда все прихожане разошлись по домам, мы задержались в храме, чтобы спокойно побеседовать с певчими о жизни прихода. Ее нельзя назвать бурной и насыщенной, да это и не характерно для небольших деревенских церквей, даже, казалось бы, расположенных у главных автомобильных дорог. Число прихожан с каждым годом, к сожалению, уменьшается. Люди стареют, и уже многим не под силу пройти даже те несколько километров, которые отделяют их деревушки от Горностаевичей. Активность прихожан зависит и от транспорта. Если, скажем, служба в четверг, когда ходит автобус, значит, и людей будет больше. Стекается народ со всех сторон и на двунадесятые церковные праздники. Тогда и мужчин увидишь в храме, и деток малых. Особенно радостно, когда приходят целыми семьями.

У истоков Духовности: Царква святых апосталаў Пятра і Паўла– Дети наши росли в богоборческое время. Помню, придешь с ребенком на службу, а на следующий день его уже на ковер к директору вызывают. Так и отбили охоту в храм ходить. Только взрослые, в основном женщины, любыми путями стремились в церковь. Вот теперь внуков стараемся к вере в Бога приобщить, – рассказывает Марфа Ивановна Янчик, которой на днях исполнилось 75 лет. Она при церкви с момента ее реконструкции. И кассиром служит, и сторожем, и старостой, и уборщицей. В общем, все церковное хозяйство на ней. Для настоятеля храма отца Евгения это большое подспорье. Живет Марфа Ивановна в Ковалях Порозовского поссовета. И о численности прихожан судит по своей деревне.

– Еще несколько лет назад у нас жило около восьмидесяти человек, теперь только тридцать шесть. Вот вам и численность.

За пятнадцать лет, которые прошли с момента реконструкции, церковь святых апостолов Петра и Павла существенно преобразилась. Как говорят сами прихожане, стала богаче. Здесь много икон, церковной утвари, появилось напольное покрытие. И все это благодаря стараниям прихожан и, конечно же, протоиерея Евгения Аникина.

При храме шестеро певчих. Самой старшей, Нине Михайловне Дубонос, 84 года. Она в силу своего возраста уже редко бывает на службах, но церковные праздники старается не пропускать. Еще полны энергии Лидия Николаевна Гаврилик, Вера Владимировна Боровец, Валентина Владимировна Почебут, Вера Афанасьевна Балюк. Задает тон в песнопениях псаломщица, милая скромная женщина с благозвучной фамилией – Ольга Павловна Благинина.

– Слава Богу, что мы еще на ногах и можем посещать нашу церковь, – с мнением Марфы Ивановны согласны и остальные женщины. Без веры в этом мире не прожить.

На снимках: Протоиерей Евгений Аникин; М. И. Янчик, О. П. Благинина, Л. Н. Гаврилик.

 

Молебен по заказу

Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная, сколь нужна человеку помощь свыше, православная церковь составила ряд чинопоследований о живых, об усопших, на освящение предметов и пищи. Они получили название треб, так как совершаются по требованию верующих.

Усиленное моление о живых называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие – каждый раз по окончании литургии.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только по крещеным людям.

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения Господня – яблоки и другие фрукты.

Существует чин освящения дома, машины. Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время. Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие.

Их имена не стерло время

У истоков Духовности: Царква святых апосталаў Пятра і ПаўлаРядом с церковью сохранились четыре памятника. Спустя десятилетия они рассказывают нам о тех, кто служил здесь Господу и людям. Крайний слева напоминает о священнике Петре Дорошевском, умершем в 1893 году. Два средних памятника увековечили имена протоиерея Иосифа Восинского (умер в 1882 году) и матушки Юлии (умерла в 1881 году). Кстати, ее имя можно распознать с трудом. Кто-то очень постарался уничтожить его зубилом. Крайнее справа – скромное деревянное основание для креста. Его изрядно потрепали время и непогода, но надпись по-прежнему видна: «Псаломщица Мария Янюк. Родилась в 1931 году, умерла в 1946 году. Крест установлен отцом Павлом». Известно, что родители Марии были фундаторами храма и не раз помогали церкви.

Есть у этих памятников одна характерная особенность – ни на одном не сохранилось креста. Такой след в свое время оставили богоборцы, демонстрируя, что для них нет ничего святого, даже памяти.

Ведущая страницы Ольга БУБЕНЧИК.

Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Каждый вопрос важен