banner

Преображение Господне

08 Августа’16
1495

Преображение  Господне

 

19 августа по новому стилю во всех храмах Православной Церкви празднуется Преображение Господне. На аналое посреди храма в этот день полагается праздничная икона, изображающая событие праздника.

 

Из Евангелия мы узнаем, как Христос берет с собой троих из апостолов: Петра, Иакова и Иоанна – и восходит с ними на высокую гору для молитвы. И вот перед лицом учеников Спаситель преображается, весь Он начинает светиться лучезарным светом, и даже Его одежды становятся «как белильщик не может выбелить». Апостолы видят это дивное явление славы Божией и то, как перед Христом предстают два ветхозаветных пророка Моисей и Илия и беседуют «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме», то есть о тех страшных страданиях и смерти, которые должно претерпеть Христу в древнем городе.


Что творилось в душе апостолов в эти минуты? Из слов апостола Петра мы можем заключить, что они были охвачены необычайной радостью, благодать Божия коснулась сердец простых рыбаков. «Хорошо нам здесь быть!» – воскликнул апостол и предложил сделать три палатки для Христа и пророков, как бы предлагая навсегда поселиться здесь. «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Евангелие от Луки). «Хотя и прежде был такой голос при Иордане, при стечении народа, – объясняет святитель Иоанн Златоуст, – но никто не испытал ничего подобного, и после…»


Все вышеперечисленные моменты очень ярко и выразительно получают отражение в канонической иконе Преображения. От центральной фигуры Христа, вписанной в большой белый или синий круг, исходит свет. Одежды Спасителя белоснежны и прописаны золотом. Молниеносные блики видны не только на лицах пророков и апостолов, но и даже на самой горе. Все окружающее пространство как бы залито небесным светом. Седобородый пророк Илия и законодатель Моисей со скрижалями Завета склоняют головы перед сияющим Ликом Небесного Владыки. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых. Апостолы, еще не сознавая, что происходит, падают лицом на землю кто куда, так, что даже сандалии слетают с ног в разные стороны. Часто среди апостолов особо выделяют фигуру Петра, хоть и согнувшийся, но с поднятым ко Христу лицом он говорит предложение сделать палатки. Осторожность византийских и русских иконописцев в изображении Преображения удивляет и восхищает одновременно. Здесь нет вычурности и пышности. Поначалу кажется, что все сложно: много фигур, белого цвета, часто золота, горки и холмики вокруг… Но, приглядевшись, понимаешь, что икона проста. Если бы икона могла говорить, то можно было бы сказать, что ее голос никак не выступление оратора, который старается перекричать толпу, чтобы его услышали, а, скорее, тихий и спокойный глас проповедника, окруженного немногочисленными и внимательными слушателями.


В конце нашей беседы хотелось бы привести слова святого преподобного Иустина: «Своим Преображением благий Господь пре-образ-ил Божий образ в человеке, и тот заблистал своим первообразным, Божественным сиянием и лепотой. Ибо смысл и цель Преображения Богочеловека – вернуть человека и все человеческое к образу Божию как к (изначальной) сущности человеческого естества, удалить греховный осадок с Богообразной души человека, восстановить Богообразие человеческого естества в его поразительной безгрешной красоте». Будем же и мы, дорогие читатели, чаще вспоминать о красоте духовной, красоте души, и в нашем материальном мире станет больше добра и света.

 

Священник Дионисий ЧЕРНЯЕВ, клирик храма Воздвижения Креста Господня г. Свислочи.

Предыдущая статья

Наши – в радиоэфире