banner

Мой надежный причал — Свислочь

24 Августа’09
2496

Мой надежный причал — СвислочьКогда я встречаю Валентину Александровну Князеву, у меня поднимается настроение, каким бы оно ни было до этого. Просто удивительно, сколько в этой женщине света, лучезарности, легкости, оптимизма. Потому-то молодость в ней не угасает, потому-то все ей удается, все у нее получается. Это ее жизнелюбие тонкими лучиками проникает в каждого, кто ее окружает, кто с ней соприкасается. Человек, излучающий радость, вот она кто!

Родом Валентина Александровна из далекого уральского города Копейска, что в Челябинской области. Там росла, ходила в школу, имела много друзей-подружек и думать не думала, что когда-нибудь забросит ее судьба в другой конец великой страны — Советского Союза.

Когда Вале исполнилось 15 лет, проводили в армию старшего брата Петра. А служить ему довелось в белорусском городе Гродно. И стал он слать домой письма. И рассказывал в каждом, какая удивительно красивая Беларусь. Как прекрасен Неман, какие леса зеленые, какие птицы певучие, какие девчата красивые… Одна из них, ясноглазая Машенька, полонила сердце юноши, и назвал он ее своею женой.

После службы привез он свою красавицу домой, в Копейск, а сердце в Беларуси оставил. Иначе как объяснить тоску по здешним местам, по широкому Неману, по цветущим каштанам, по полям, по зеленым лесам.

Да и жена скучала очень по родине. Место, где множество шахт, где круглый год висят смоги, не для нее. И решили они вернуться в Гродно. Валя же, начитавшись писем от брата да наслушавшись рассказов невестки о далеком крае, захотела воочию увидеть все его красоты. И решила приехать в гости к Петру. И приехала. Стоял март, было сыро и холодно, но девушка словно не замечала этого. Она, затаив дыхание, прохаживалась по улице Ожешко, и ей казалось, что она попала в дивный старинный город, где от каждого дома, от каждой улочки веяло загадочностью и романтикой.

Через год Валя вновь была в Гродно, но уже летом. И окончательно влюбилась в Беларусь.

— Мы катались на лодке по Неману, — вспоминает Валентина Александровна, — ездили на озеро Юбилейное, были на Фортах. Там, взобравшись на какую-то вершину, я увидела, как вдалеке на лугу пасутся коровы. Мне сказали, что это уже Польша. Моему удивлению предела не было. А потом сестра Маши Нина Красуцкая забрала меня к себе на Свислоччину. Они с мужем тогда в Хоневичах жили и работали. Я впервые в лесу была, лисички собирала. Правда, поначалу я думала, что они на деревьях растут, а потом научилась собирать, и это доставляло мне такое удовольствие... Ходила в местный клуб на репетиции, учила песни белорусские и даже с концертом в Новый Двор ездила. Впервые тогда попробовала белорусские вишни, яблоки. Казолось, ничего вкуснее не ела до этого. Вот сколько за одно лето успела.

Валя вернулась домой, наполненная до краев впечатлениями о Беларуси, о ее гостеприимных людях, и без конца рассказывала друзьям об этом сказочном крае. И вскоре в ее жизни произошло еще одно замечательное событие. Она встретила свою любовь, свое счастье.

В тот день они с подружкой собрались в кино на дневной сеанс. Очень спешили, потому что опаздывали. К кинотеатру со всех ног бежали, и тут Валя неожиданно споткнулась и растянулась прямо у входа. Встала, отряхнулась и увидела сидящего на скамейке парня. Тот ничего не сказал, только с сочувствием посмотрел на девушку, разбившую коленки в кровь. Когда они расселись по местам в кинозале, оказалось, что этот парень сидит впереди. Кино Вале смотреть не хотелось, болели и кровоточили коленки. Она приклеивала к ним билеты, но кровь все равно не унималась. И тогда этот парень обернулся и протянул ей белый, выглаженный носовой платок. Она взяла его, приложила к разбитым коленям. Девушка ждала, когда закончится сеанс, в надежде, что познакомится с этим отзывчивым юношей. Но этого не произошло. Как потом выяснилось, он принял ее за малолетку. Но куда от судьбы-то денешься. Вскоре встретились они снова, чтобы уже не расставаться.

Валентина и Валерий поженились, у них родился сынок Андрюша. Жили у свекрови, работали. А по вечерам Валя пела мужу… белорусские песни. «Чаму ж мне не пець, чаму ж не гудзець…», — звенел ее чистый голосок, и Валерий, сам того не сознавая, заочно влюблялся в далекий дивный край под названием Белая Русь. Вскоре он сам с удовольствием пел: «Касіў Ясь канюшыну, паглядаў на дзяўчыну...». И однажды они приняли решение уехать в Беларусь. Родители были против, но это их не остановило.

— Приехали сначала в Гродно, но поскольку там было сложно прописаться, мы отправились в Свислочь, — делится воспоминаниями Валентина Александровна. — Тем более, что Красуцкие радушно приглашали. Сначала снимали квартиру, а через 9 месяцев получили свое жилье. Муж устроился в СМУ механиком, а я в МСО — бухгалтером. Вселились в новую квартиру 7 ноября 1974 года, а через девять дней появился на свет Димка. Прямо подарок к новоселью. А через год к нам мои родители приехали. И для них Беларусь стала второй родиной. Детей нам помогали растить, поддерживали во всем. Вот только мама недолго пожила здесь, всего шесть лет. А папа еще семнадцать с нами был. Любил в Занки к Красуцким ходить за яблоками. Возьмет Димку за руку, и идут потихоньку. Мы с Красуцкими все годы, как родня, живем. Меня даже Нининой младшей сестрой считали.

Годы быстро ушли. Выросли сыновья, привели мне каждый по невестушке. И стала я богаче на две дочери. Со свахами у нас очень теплые отношения. Я им благодарна за добрых дочерей. У меня растут четыре внученьки, четыре солнышка: Любушка, Аленка, Сашенька и Лизонька. Вот только муж не дожил до этой радости. Уже пятнадцать лет, как нет его на свете.

Глаза Валентины Александровны внезапно влажнеют, и я понимаю, что она возвращается в те годы, когда любимый человек был рядом.

— Он был таким трогательно заботливым, даже романтичным. Стихи мне читал. Наклонится ко мне и шепчет:

Тебя могло бы и не быть,

Иль ты б родилась где-то в Дании.

Кого бы стал тогда любить,

К кому спешил бы на свидания?

Все это навсегда останется со мной. Когда вспомню, загрущу. А так я оптимистка. Ни дня без дела не сижу. Люблю в огороде копаться, огурчики выращивать, за цветами ухаживать. А еще пою в народном коллективе «Сузор’е» при РДК, езжу с концертами, книги читаю, с внучками общаюсь. Словом, живу полной жизнью. Потому-то и стареть мне некогда.

Ядвига КОБРИНЕЦ.

На снимке: В. А. Князева.

Предыдущая статья

В город не уехали. И рады.