Александр Георгиевич и Мария Константиновна Алейниковы в браке уже 34 года. А вот в Кукличах живут с 1988-го. Приехали они сюда из солнечного Сочи. Что же привело их в край лесов и озер?
Для Марии Константиновны Кукличи — малая родина: она здесь родилась и выросла. А вот ее супруг — россиянин. Появился на свет в Смоленске (исторически это белорусский город, не преминул он заметить во время разговора). Потом уехал в Сочи, где учился и впоследствии работал. Этот город и стал тем перекрестком, на котором повстречались двое молодых людей (волею судьбы здесь оказалась и строитель из синеокой Беларуси — Мария). В Сочи они прожили счастливых восемнадцать лет. А потом... Морской климат стал сказываться на здоровье Марии Константиновны, и на семейном совете постановили: едем в Беларусь, а точнее, в Кукличи!
Александр Георгиевич бывал здесь и прежде. И, признается, ему всегда нравился этот живописный уголок: лес, ягоды, грибы, воздух! Поэтому оставлял Сочи без сожаления. А уж как радовалась Мария Константиновна!
— При перелетах из России домой, — рассказывает, — думала: вот ступлю на родную землю и буду ее целовать...
Этими мыслями она делилась с мужем. А он, любящий и тонко чувствующий ее душу, складывал их в отдельную ячейку своего сердца. А спустя годы Александр Георгиевич, имеющий талант поэта-песенника, вписывал накопленные образы и мысли в стихи:
Я люблю твои волосы русые,
Огоньки васильков во ржи,
Синих глаз глубину бездонную,
Полноводные реки твои,
Утро раннее в дымке розовой,
Бирюзовых озер страна!
Я люблю тебя, край березовый,
Белорусская сторона!
Возвращался я к белым росам,
В трав некошеные поля,
Чтобы ранней весной послушать
Песню брачную глухаря,
Видеть храмы в одеждах белых,
Слышать их колокольный звон,
И молитвой очистить душу,
И земле принести поклон...
Сегодня эти стихи положены на музыку. И мне выпало редкое наслаждение их послушать. Что удивительно? Записи делались в России. Слова и музыку писали россияне, пел тоже русский человек. Но до чего душевно и любовно исполнена эта серенада Беларуси! Но вернемся к прозе...
В местном колхозе семью приняли с радостью. Хозяйство дало Алейниковым ссуду, помогло со строительством дома. По сей день теплы воспоминания супругов о тогдашнем председателе колхоза А. А. Щурском. Семья нажила трактор, лошадь, коров и прочую домашнюю живность. Вообще, работы и забот хватало. Сегодня, будучи на пенсии, Александр Георгиевич и Мария Константиновна наслаждаются отдыхом. И живут на их дворе только собака и два кота.
Чудесным образом переплелись в их семейном клане русские и белорусские дороги. Дочь вышла замуж и живет в Москве. Внуки тоже облюбовали Россию. Зато свекровь Марии Константиновны, Людмила Владимировна, вслед за сыном переехала в Кукличи на постоянное жительство. И ей белорусская деревня пришлась по сердцу. Может, потому, что Людмила Владимировна сама по себе человек добрый и сердечный. Таких свекровей еще поискать! Радуется не нарадуется невестка Мария: готова хвалить и боготворить свою вторую маму:
— Слово «свекровь» кто-то скажет, а мне дико. Людмила Владимировна для меня всегда и только «мама», — говорит.
— Да и теща с тестем были прекрасные люди, — спешит вставить доброе слово о родителях жены Александр Георгиевич. — Партизан и партизанка. Семерых детей вырастили...
Чтобы оборвать закравшуюся в разговор грусть о тех, кого уже нет рядом, спрашиваю:
— По Сочи тоскуете?
— Зачем? Сколько лет можно тосковать?! — оживляется Александр Георгиевич. — Хотя раньше рождалось и такое:
Если б знали вы, как я скучаю
По просторам российских полей,
Сад весенний мне снится ночами,
Купола золотые церквей.
Еще ночью хочу я услышать
Соловьев залихватскую трель
И увидеть, как снегом душистым
Яблонь цвет опадает с ветвей...
— Знаю, что дети и внуки — постоянные летние гости в Кукличах. Вы же на родину ездите?
— Почти ежегодно. Но не узнаю ее:
Зачем я через столько лет
В свой город детства возвратился?!
Все тот же праздник, тот же блеск,
Но не знакомые мне лица.
И не осталось здесь друзей,
Давно так жизнь нас раскидала.
И только синяя волна
Все так же бьется у причала...
— Я родился в СССР, — продолжает рассуждать Александр Георгиевич, — и хотел бы в этот Союз вернуться. Ведь Беларусь, Россия, Украина... — это же одно целое.
Охотно соглашаюсь с ним. И сразу открывается мне секрет так искренне и красиво исполненной русским человеком песни о Беларуси: у наших народов-то — одинаковые души! И это нас объединяет. А семейный союз Александра Георгиевича и Марии Константиновны — своего рода модель белорусско-российского родства. И живут они, заметьте, душа в душу!
Наталья КОМАР.
Фото Григория ШИРЯЕВА.