Как Вадим Коренко укоренился в Порозово

28 Января’26
315

Ветеринарный врач Вадим Коренко работает на молочно-товарном комплексе «Порозово» филиала СПК имени Деньщикова уже три года. Молодой человек охотно сменил городскую прописку на сельскую, нашел свою нишу и себя в ней. «Отработка» позади, и теперь он здесь, как сам говорит, по собственному желанию. Признается, что прижился, ощущает себя местным и готов закрепиться корнями на порозовской земле. А все – благодаря коллективу, условиям труда и быта, любви к животным и искреннему интересу к профессии, который стимулируется достойной заработной платой.


Человек от земли

Вадим Коренко уверен: его путь в сельское хозяйство был предопределен. Любовь к земле он впитал с самого детства. Оттуда, из малых лет, в нем глубоко укоренилось отношение к деревне как к основе основ.

Я – деревенский, – говорит он. – Родился и вырос в Шиловичах Волковысского района. Жил там до 17 лет. Потом переехали в Волковыск. Мои детские воспоминания – коровы, свиньи, куры, огород. Видно, поэтому я так хорошо чувствую сельское хозяйство. С раннего возраста понял, что хочу связать с ним свою жизнь. Меня всегда к земле тянуло. Хотел быть агрономом, зоотехником либо ветврачом. С лет восьми это пошло. В Шиловичах все время возле земли, все время с домашней живностью. Мне было интересно. Сам присматривал за курами. Мама даже не знала, сколько их у нас, где зерно для них берется. Все сам. С двенадцати лет это была моя зона ответственности. Если приходилось кому яйца продать, мама отправляла ко мне: «Идите к владельцу». Помню, кур было одиннадцать. Мне не разрешали наращивать поголовье, хоть бы за этими усмотреть. Разводил несушек чисто ради яиц. Они у меня жили до старости и умирали собственной смертью. Даже когда бройлеров держали, я себе двоих оставил, и они у меня тоже неслись. Хоть животные появлялись дома не по моей инициативе, но весь груз ответственности за них был на мне. Всегда о себе говорю, что родился старым. Со сверстниками я скучал. Мои подруги в детстве – 60+, в их компании мне было комфортно. Увижу что-то в интернете – советы им даю, а они – мне.

Будущий ветврач в то время уже пробовал лечить свое пернатое хозяйство. Конечно, по-детски, средствами народной медицины (по подсказкам тех же местных бабушек), но с недетским желанием видеть своих питомцев здоровыми. Куры кашляли – отвары из трав им готовил. Перестали есть – полынь запаривал. Не все шли на поправку, конечно. Но мальчик искренне хотел помочь.

Подростком Вадим пропадал и на огороде.

Когда я стал постарше, мама туда уже не заходила. Я сам и навоз носил, и грядки копал, и засаживал их. Эксперименты на земле ставил, те же высокие грядки делал, укрывал растения, подвязывал… Мама ничего не трогала, доверяла мне и давала возможность полностью погрузиться в эти хлопоты. Только посмотрит, где что растет… А я был собой очень доволен, – улыбается молодой человек.

Базу дал колледж

Профессию Вадим Коренко выбирал по душе. Поменяв сельский дом на городскую квартиру, он не изменил мечте – поступил в Волковысский государственный аграрный колледж на ветфельдшера. Высшее образование и специальность ветеринарного врача получил в Гродненском государственном аграрном университете. Как же животноводство в итоге перевесило растениеводство?

Оно не перевесило, – поправляет меня Вадим. – Оно в тандеме идет и сейчас. По образованию я, да, ветврач. Просто специальности «агрономия» не было в колледже. Это и помогло определиться с фельдшером. Наверное, все, что ни делается, к лучшему. А так, в плане жизни, работа с животными на комплексе и дома на участке почти наравне идут.

По словам Вадима, в колледже учиться было легко. Свежеиспеченный первокурсник уже много знал, так как перечитал немало материала в интернете. Для себя. Из любопытства. Колледж закончил с красным дипломом.

Ничего почти я не зазубривал. Просто приходил на пары, и мне вся информация сама в голову вкладывалась, – отмечает он. – В университете – то же самое: колледж дал очень хорошую базу. Хотя изначально, если честно, мне было неловко идти на среднеспециальное после 11 класса. Неглупый был, с хорошим баллом после школы. Классный руководитель твердила: «Поступай в университет!» Но я все же решил начать с колледжа. Ни разу не пожалел. Все конспекты храню по сей день, с ними учился и в университете.

Влюблен по собственному желанию

Сейчас Вадим Коренко трудится ведущим ветврачом на МТК «Порозово». На комплексе, по данным на 1 января, содержится 1 902 головы КРС, из них 750 – дойное стадо, остальные – молодняк, нетели, сухостой… Независимо от полувозрастной группы, все они – зона ответственности ветеринарного врача. Конечно же, это ежедневная работа. Выходных как таковых нет. Если надо, и рано утром он мчит на работу, и по вечерам задерживается, и ночью поднимается. Потому что это в его же интересах – чтобы было как можно меньше непроизводственного убытия.

Здесь я работаю три года. Все устраивает. Что менять? Не вижу смысла куда-то переходить-переезжать, потому что это – уже мой коллектив. И люди ко мне привыкли, и я к ним. И коровы эти – мои. Я их запоминаю. Очень многих знаю, даже по вымени. Я просто спускаюсь в доильный зал, вижу там корову и думаю: «Так, ты была у меня, я знаю тебя». Ожидаю от нее даже каких-то моментов на будущее. Есть такая болезнь – родильный порез, когда уровень кальция падает в крови. Я запоминаю, что, допустим, в прошлый раз, когда корова телилась, у нее было данное заболевание. И уже в этом году, когда подходит время отела, размышляю: «Придешь ты ко мне с порезом или не придешь?» Сплю и думаю: «Вызовут меня или нет?» Как показала практика, вызывают, т.е. я запоминаю и прогнозирую верно. Такая корова у меня в карту памяти внесена, – показывает на свою голову Вадим. – Или, например, доярки мне говорят: «Я отогнала маститную корову». Говорю: «Какой номер?» Она называет, а я ей сразу: «Передняя левая доля». Она в удивлении: «Да». Просто эта корова уже не первый раз пришла ко мне с данной болезнью, и я помню, что у нее предрасположенность именно к этой доле. Так же и по другим заболеваниям: примерно уже знаю, в чем может быть дело. Я их ежедневно мониторю по молоку. Если корова на литр, на два сбросила надои, она у меня в списке: я уже за ней наблюдаю. Главное – вовремя выявить заболевание и начать лечение.


С каким теплом этот молодой ветврач рассказывает о своих рогатых подопечных! Он в них просто влюблен! Причем по собственному желанию. И любимчики у него здесь есть.

Самая-самая для меня – рыжая корова, – рассказывает Вадим. – В стаде она одна такая осталась. По породе черно-пестрая, но масть у нее рыжая. Я не знаю, как так получилось. Это «приданое», которое мне досталось: пришел – она здесь была. Я просто стараюсь ее оставить, сохранить, уже два раза с того света, скажем так, вытянул. Каждый год у нее порез родильный. И кетоз был – заболевание обмена веществ. Я думал, не выживет. Но вовремя все увидели, получилось спасти. Она ходит в стаде. Я жду от нее рыжего теленка. При мне она уже три раза телилась, но все телята – черно-пестрые. Понятно: доминантные гены. А мне так хочется рыжего теленка, вы бы знали, как хочется. 412-й номер она, а для меня – Рыжуха. Только ее по имени и зову. У других тоже есть прозвища всякие, не очень красивые – по характеру. Да, у коров есть характер, как у людей. Со здоровыми я мало контактирую. Они во мне не нуждаются, я за ними только наблюдаю. Так вот… Есть коровы спокойные. Болея, такая терпит все процедуры, потому что понимает: ты ей помогаешь. А есть и другие. Ты ее лечишь, а она будет до последнего упираться, чтобы ты ей ничего не сделал. Я на них ругаюсь. Бывает, даже психану, скажу: «Всё, не буду я тебя лечить, не буду капать, поедешь первым рейсом на мясокомбинат». Но все равно возвращаюсь, мучаюсь с ней, чтобы прокапать. Выхода нет, хочется сохранить. Как говорится, жизнь одна. И мне как ветврачу хочется сохранить эту жизнь. Здесь нет плохих коров. Все они высокопродуктивные. У нас меньше 30 литров ни одна не дает. Даже первотелки. Генетический потенциал у всех хороший. Хочется его реализовать.

Так и есть. СПК имени Деньщикова после присоединения МТК «Порозово» завез сюда много своих нетелей. От них получили приплод. Стадо голштинизированное.

Да, у нас остались еще порозовские коровы, как я говорю, аборигенная порода, но с ними тоже нет проблем. Конечно, они не дают 60 литров в сутки, но очень стараются: 45 литров ты от них получишь. В среднем на голову мы доим 34 литра. От самых продуктивных имеем по 60. Я их мониторю ежедневно. Если вижу, что корова слабо кушает, пойду посмотрю, не сбрасывает ли она молоко. Сбрасывает? Всё – ко мне в список кандидатов на капельницу! – у Вадима алгоритм отлажен.

Конечно, ветврач привязывается к каждому животному, которое когда-либо доверилось его заботливым рукам, а особенно – к тем, кого знает с самого появления на свет.

С молодняком больше всего работы, – отмечает он. – Как говорится, лучшее – детям. Все начинается оттуда, с первых месяцев жизни. Как досмотришь, то и получишь. Не будет продуктивности, если из теленка не вырастет здоровая корова.

Сам Бог велел

Вадим Коренко – молодой, но опытный специалист. Во время учебы – и в колледже, и в университете – прошел в сельхозпредприятиях не одну практику: трудился и в агрокомплексе «Шиловичи», и в УП «ВМК-АГРО». Кроме того, подрабатывал на фермах летом.


В 2022 году, закончив университет, распределился в сельскохозяйственный производственный кооператив имени Деньщикова Гродненского района – один из лучших в регионе и стране.

А в Порозово меня Боженька прислал, – улыбается. – Мы с одногруппником Ваней по распределению приехали на свинокомплекс в СПК имени Деньщикова. А в один прекрасный день звонит наш главный доктор: «Вадим, ты же из Волковыска?» «Да», – говорю. «Тут, короче, такое дело: тебе сам Бог велел приехать в Порозово». Это цитата. Я тогда еще не знал о присоединении, только то, что в Порозово слабое хозяйство. Расстроился. Но, если сам Бог велел, надо ехать. В итоге мы оказались здесь. Дел было много, конечно. Год ушел, пока мы всё на свой лад и быт переделали. А дальше наша работа уже начала приносить плоды. Ваня после «отработки» уехал в Минск. А я остался.

И добавляет:

Я здесь уже свой, местный. У меня порозовская прописка. Жилье арендное получил – хорошую трехкомнатную квартиру, участок в придачу. Зарплата – достойная. Условия труда – прекрасные. Пока не планирую никаких перемен. Мне тут нравится. Рабочий день пролетает – будто один час. Да что там день: три года пронеслись – не заметил. А всё – из-за людей, из-за коллектива, из-за того, что интересно работать. Интерес еще и заработной платой стимулируется. Это тоже важно, как ни крути. Если бы была маленькая зарплата, кто бы старался? А так я знаю, за что работаю. Наш председатель – Василий Афанасьевич Свирид – отличный человек, справедливый. Хочется стараться, стремиться к тому, чтобы в работе был только плюс. Самое приятное – видеть эффект своей работы. Если лечу животных и им лучше становится, прям радуюсь. И наоборот: самое трудное – когда не могу помочь. Особенно, если это одна из любимиц. Психологически тяжело.

Не жалея времени

Так Вадим Коренко и работает. Не жалея сил и времени.

Обычно прихожу – и сразу за компьютер: мониторю надои. Конечно, не в разрезе одного дня, – рассказывает. – Промониторил, выписал себе на бумажку «подозрительных лиц». Пошел на обход. Обхожу сначала коров из своего списка, чтобы спланировать основную работу, а потом – телят. Собрал информацию, зашел в аптеку, взял нужные медикаменты. Снова иду к молодняку. Потом коров выгнали на процедуры. Ближе к полудню приступаю к основному: ко мне подходят мои проблемные животные – все новотельные, выдержка и маститы. После обеда – разные дела: то вакцинация, то обрезание копыт, хвостов, бывает, в район надо ехать, анализы вести. Сейчас вот, видите, пробирки привезли. С 20 января у нас диагностические мероприятия: у всего дойного стада нужно взять крови на бруцеллез. Так что неделя загружена. И это только плановое, еще плюс ЧП.

А что может заставить ветврача приехать на работу ночью?

– Бывает, растелится корова с тем же родильным порезом, – объясняет Вадим. – Если вовремя не прокапать, может погибнуть. Болезнь серьезная, она же по-другому называется комой молочных коров. Лечится, правда, быстро: внутривенно ввел кальций – и все. Но сделать это надо вовремя. Или позвонят: «Вадим, корова не встала на дойку». «Откуда?» «Из мамаш». Так мы называем новотельных. «Какой номер?» Мне называют, а я думаю: «Так, почему я ее знаю? Вот чтобы какая-нибудь другая, может, и не поехал бы, по телефону разобрались бы. А так жалко, это же моя знакомая». Садишься в машину и едешь. Случается и банальное: хотела телка залезть куда-то и застряла. Едем, помогаем, потому что у нас много женщин в коллективе, а здесь мужская сила нужна. Да, у меня есть напарница. Но ей тридцать минут добираться на работу, мне – три. Тем более, у нее семья, дети. А у меня что? Три кота. Двух я с комплекса забрал. Подкидыши. Жалко мне их.

Остается ли свободное время и на что тратится?

Дома я агроном. Огород у меня. Сам закатки на зиму ставлю. Я же в детстве постоянно возле мамы был, наблюдал за ней и учился. И борщ варить могу, и голубцы крутить… А вот с техникой у меня не ладится. Это не мое вообще. Наверное, забрали себе братья, – улыбается Вадим. – Я из многодетной семьи – у меня два брата и сестра. Сам я из двойни, но самый младший: Витя на пять минут меня опередил. Оба брата работают в КСУП «Ханчицы-Неман». Женя – на «Джон Дире», мой двойняшка Витя – водителем МАЗа. Оба в передовиках. Витя на Доске почета сейчас висит. Он у меня, наверное, и высосал все потребности в технике. А вот у них с Женей это с детства есть! Из трех велосипедов соберут один и на этом «Франкенштейне» катаются. Да, у меня есть машина, я вынужден был ее купить, хоть и не хотел. Со всеми вопросами по ней обращаюсь к братьям. Витя держит свиней. Если нужен ветврач, зовет меня. Кто на что учился, как говорится.

Не только по-братски, но и по-человечески Вадим Коренко откликается на просьбы. Сарафанное радио работает, в Порозово и его округе знают, что на комплексе работает знающий свое дело ветврач. Местные иногда обращаются к Вадиму за советом. Чем может, обязательно поможет.

Наталья ТУРКО
Фото автора

 

Предыдущая статья

"Нас это мало волнует". Наталья Эйсмонт о планах Киева возбудить дело против Президента Беларуси