Из хобби – в профессию. Жизненный путь и творческая философия художника-оформителя Свислочской районной библиотеки Юлии Хонцер

29 Ноября’25
325


Для кого-то творчество – это просто хобби, а для Юлии Хонцер – профессия. С детства увлеченная рисованием, девушка решила не выпускать кисть из рук во взрослой жизни и зарабатывать своим талантом. Выбрала специальность, связанную с изобразительным искусством, и сейчас работает художником-оформителем в Свислочской районной библиотеке. Точнее, не работает, а продолжает заниматься любимым делом. Думается, именно про таких людей, как Юля, говорил когда-то мудрый Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Как все начиналось?

А началось все с любви к лошадям.

– Я с детства любила этих прекрасных животных и пыталась их нарисовать, – рассказывает Юлия. – Мне тогда было года четыре. Как теперь помню: ноги получались, как палочки. Я понимала, что это неправильно. А вот как правильно? Мне помогает мама, показывает, что есть суставы, рисует две дуги на ногах – и все становится на свои места. С того момента я не выпускала карандаши и краски из рук. Когда перешла во второй класс, мама отвела меня на кружок в центр творчества детей и молодежи. Вообще, мы пробовали несколько кружков: было бисероплетение, был хип-хоп, был, конечно же, и рисунок. Еще легкой атлетикой занималась. Но уже через год у меня проявилось опущение почек, и врачи сказали, что нельзя прыгать, бегать и все остальное. Возможно, это Бог так направил меня на мой путь. Хип-хоп пришлось оставить, бисер мне просто не понравился, в итоге всецело посвятила себя рисованию.

Развивать свои способности Юля продолжила в детской художественной школе.

– Вступительный экзамен прошел не так, как мне хотелось. Я не успела завершить композицию. Все нарисовала карандашом, но нужно было еще использовать краски. Я только начала – и время закончилось. Смотрю – у людей все сделано, а у меня нет. Понимаю, что не пройду, что меня не возьмут, и начинаю плакать. Но тут подходит учитель и говорит: «У тебя хороший потенциал. Мы тебя берем». Я была счастлива! Меня взяли в нулевой класс, потому что по возрасту я еще не дотягивала. Кстати, я и сегодня очень медлительная. Наверное, потому, что пытаюсь стать перфекционистом – мне нужно сделать все аккуратно, мне больше важен результат, нежели сам процесс. А ведь должно быть наоборот. Вместе с тем, считаю, что перфекционизм полезен в моей профессии, которая требует безупречного качества. Я готова тратить на это много времени и сил.

В художественной школе Юлия проучилась шесть лет. За это время убедилась, что идет в правильном направлении. После школы вопрос «Кем быть?» перед девушкой не стоял. Все определил талант. И ее выбор – Гродненский государственный колледж искусств и специальность «дизайн объемный».

– Я хотела быть художником. Но не сказала бы, что для этого нужен только талант. Скорее, многочасовая работа над собой, творческий труд, – отмечает девушка. – Я благодарна своим родителям за то, что вовремя меня поддержали и направили, учителям – за азы и хорошую базу. Знания – то, от чего отталкивается твоя индивидуальность, твой стиль. Я пишу в мыльно-пастельных тонах, у меня нет кричащих или мрачных цветов. Не скажу, что я шла к этому специально: у меня просто так получается, не могу по-другому. Я бы приписала это к своему стилю.

Добавим, что Юле нравится писать иконы.

– Это не канонические иконы, – отмечает она. – Скорее, рисунки святых. Потому что по канонам иконы принято писать по дереву. Есть в иконописи и три канонических цвета: красный, зеленый и синий. Я так не хочу. Мне интереснее передать свое видение. Почему начала рисовать святых? Мы католики. В вере воспитаны с малых лет. Я с детства проводила каникулы в христианских лагерях, ходила на изучение религии перед первым причастием. Я уже говорила, что мне всегда хочется нарисовать то, что понравилось. Так было и с иконами: сажусь рядом и рисую. Конечно, это особенные чувства, особенный процесс. Присутствуют внутренний трепет и благоговение. Еще больше переживаешь за результат. Когда ты пишешь светский натюрморт – это, конечно, совершенно другое.

На работу – в Свислочь

Юлия Хонцер – гродненка. В Свислочь приехала четыре месяца назад как молодой специалист – свежеиспеченный дизайнер-оформитель. Так и случилось ее первое очное знакомство с нашим пущанским краем. До этого девушка не раз слышала о Свислочи от своего преподавателя по рисунку Николая Бондарчука – он ежегодно бывает в Свислочском районе на пленэре юных художников «Симфония Беловежской пущи».

Свислочь Юлии пришлась по душе, работа – тоже.


– Я была вторая в очереди на распределение – у меня балл аттестата вышел 8,8. Выбор, куда пойти работать, был. Я остановилась на Свислочи. Просто потому, что Индура и Заневичи, что в Гродненском районе, – родные места моих родителей. Мы раньше ездили туда буквально каждую субботу. И это по пути на Свислочь. Рада, что попала именно в сюда. Очень уютный городок. Я была в восхищении. И люди меня встретили замечательные. Сразу почувствовала себя частью коллектива, своим человеком. Мне здесь комфортно с первого дня, – говорит она.

Чем же занимается художник-оформитель? Ее самая главная задача – оформление пространства: декорирование интерьера, создание вывесок, плакатов, стендов, тематических инсталляций, а также оформление выставок, разработка дизайна информационных материалов, используемых для продвижения услуг библиотеки.

Сейчас Юлия с головой погружена в новогоднюю тему: работает над украшением храма книги к празднику, превращая обычный пенопласт в художественные произведения, вызывающие восхищение. Словом, скучать некогда.

Холст, книги, музыка

Да, сегодняшняя работа Юлии напрямую не связана с написанием картин. Как художник она развивается дома, усердно оттачивает навыки, вырабатывает собственный стиль. Профессиональное образование девушка продолжает заочно в Купаловском университете.

– Я люблю рисовать. Люблю и графику, и живопись, пока нет ничего конкретного. Пишу натюрморты, абстрактные композиции, пейзажи, портреты… Восхищаюсь живописью барокко. Но я бы не сказала, что конкретно иду именно по стилистике барокко. Мне нравится немножко совмещать с современностью, добавлять свое видение. Кто мои любимые художники, на кого равняюсь? Пожалуй, эталонов не назову. Все опираются на Микеланджело, на Рафаэля – это самые азы. Мне импонирует их реализм.

Остается ли у работающего и учащегося начинающего художника время еще на что-либо? Может, работа в библиотеке пробудила любовь к чтению?

– Не назвала бы себя заядлым читателем, но недавно и правда не смогла пройти мимо стеллажей с книгами. Сейчас читаю «Гордость и предубеждение». Больше, если честно, люблю кино, так сказать, визуальное искусство. Но иногда приятно и почитать. Времени, правда, свободного мало – работа плюс много практики по рисованию по учебе. Еще я меломан. Разную музыку слушаю, но в основном, «пастельную», спокойную, русский поп в основном. Музыка практически всегда играет в наушниках, когда я пишу картины. Не могу в полной тишине работать. Это фон для творчества. Еще люблю волейбол. Хотелось бы поиграть, но пока в Свислочи нет знакомых волейболистов. Люблю просто прогуляться. Птиц послушать. Мое любимое место здесь – городской парк.

Во время одной из таких прогулок, кстати, Юля в личном дневнике сделала свой первый рисунок Свислочи. Со скамейки, на которую девушка присела, открылся замечательный вид на озеро с мостом и храмом вдалеке. «Сегодня я снова в парке, – написала она, – и у меня появилось желание вспомнить, каково это – рисовать или же скетчить ручкой».


Творческие мечты

Юлии Хонцер всего девятнадцать лет. Она, без сомнения, талантливый начинающий художник. Хотя от этого слова в отношении себя девушка воздерживается. Мол, еще не заслужила. Истинный художник, считает она, должен скромно относится к своему мастерству, его картины скажут сами за себя. И свои работы, которых у нее уже порядка тысячи, Юля пока называет рисунками.

– Считается, что художник становится художником, когда он может изобразить себя в точности. И это не о физическом сходстве, а в первую очередь о глубоком самоанализе и передаче своей сути через творчество. Настоящее мастерство художника заключается не только в способности к точной передаче внешности, но и в умении запечатлеть внутренний мир и эмоции. Я пробовала нарисовать себя в 16 лет. Осталась недовольна. Да, хочется здесь и сейчас, но вместе с тем понимаешь, что все нарабатывается со временем. Я восхищаюсь самоучками, но когда каждый второй считает себя художником, мне обидно. Себя я художником сейчас не назову, но я иду к этому. Важно гореть своим делом и не предавать себя, а еще нужно больше практики. Хотя в нашем деле, пожалуй, нет той самой точки конца.

Из требовательности к себе рождаются мечты. О чем они?

– Найти свой стиль, по которому люди бы узнавали меня. Хочу выделяться среди других художников. Найти какие-то смысли, а не просто бездушно рисовать. Чтобы картины были не только красивыми, но и говорящими. У меня есть мысль создать серию работ про лошадей. Я до сих пор их люблю и восхищаюсь ими. У них свободолюбивый нрав, как у меня. Единственное – сначала надо изучить анатомию самой лошади. Я хочу, чтобы это было реалистично, чтобы это было осознанно, чтобы мои работы несли какой-то смысл. За ощущение свободы и уединение люблю также и деревню. По знаку зодиака я стрелец. Есть такой правдивый стереотип, что стрельцы – свободолюбивые ребята. Я такой и являюсь, – рассуждает девушка.

 Мечтает Юля и об авторской выставке.

– Вот придет мощное вдохновение – и я посвящу серию картин Свислочи, – улыбается она.

Мы уже представили, как ее работы будет смотреться в выставочном зале районного музея. А почему бы и нет?! Тем более что первую картину Юлия уже начала. На ней – арка на входе в теперь ее любимый городской парк.

Наталья ТУРКО

Фото автора

Предыдущая статья

В Подмосковье ФСБ России предотвратила теракт на магистральном газопроводе