banner

Главный праздник добровольца

11 Июня’20
1039
Победа в 1945-м досталась советскому народу дорогой ценой, ценой миллионов человеческих жизней. Среди тех, кто не вернулся с полей сражений, были и наши отцы и деды.

Вместе со всеми ковали Великую Победу жители Доброволи. На фронтах Великой Отечественной войны сражались более двухсот уроженцев этой деревни. Восемьдесят добровольцев не вернулись домой. Погиб на войне и мой дядя Иван.

Мой отец, Александр Иванович Горденя, ушел на фронт, когда ему было 20 лет. Воевал в составе 3-го Белорусского фронта под командованием генерала И. Д. Черняховского. На глазах отца погибали однополчане, друзья и односельчане. В одном из боев он сам был ранен в ногу, лечился в госпитале.


Александр Иванович Горденя с внуками, 9 мая 1990 года.

Получил свою первую награду – медаль «За боевые заслуги». И снова на фронт. Тяжелые бои за Кенигсберг. В числе бойцов и мой отец. Позже ему были вручены медаль «За взятие Кенигсберга», орден Отечественной войны, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль Жукова и много юбилейных наград.

Вернулся в родную деревню, где добросовестно трудился много лет. Женился, построил дом, посадил сад, вырастил троих детей. Дождался внуков и правнуков. Главным праздником своей жизни считал День Победы. В этот день он надевал свой костюм с боевыми наградами и вместе с фронтовиками-односельчанами приезжал в Свислочь на митинг. 

Мой отец умер летом 2001 года. Ушел тихо и достойно. Так же достойно, как и жил. Я помню тебя, папа, помню твои глаза, твою улыбку, теплые ласковые руки, седые волосы, пропахшие сеном. Нет тебя… А во дворе твоего дома каждый год пышно расцветает посаженная тобой груша…

Немало времени прошло после войны, изломавшей человеческие судьбы. Все меньше среди нас ветеранов. Но их бессмертный подвиг навечно останется в благодарной памяти потомков. Под вечной охраной гранита никто не забыт и ничто не забыто.

Мария ЯРОШ, г. Свислочь

Предыдущая статья

Lukashenko, Karanik discuss Belarus' readiness for possible second wave of pandemic