banner
Наталья Турко
Редактор отдела общественно-политической жизни
Если я сорву цветок...
08:25 20 Октября’20
Ребенок сорвал цветок: умиленно хлопать в ладоши или?..
– Приехал я как-то в деревню к сестре. Смотрю: возле крыльца как будто чего-то не хватает. Точно – цветов! «Тамара, давай я тебе сюда цинию пересажу», – предлагаю. Цветы руки мои любят, легко приживаются на новом месте, хорошо растут. А уж цветут – залюбуешься! Вот и возле сестринского дома скоро пестрый островок появился. Приятно. И ей, и мне…

Это я знакомого своего встретила. Он большой любитель цветов. Говорить о них может долго и интересно. Но не в цветах, оказалось, дело. Вернее, не только в них. В истории продолжение было, оно-то и нарушило душевное равновесие моего собеседника.

– Снова приезжаю и не узнаю клумбу. Нет циний. Только стебельки сиротливо торчат. «Тамара, – спрашиваю, – что случилось с цветами?» «А-а-а, – расплылась та в улыбке, – это Настенька сорвала…» Настя – ее трехлетняя внучка. Бабушкина любимица. Это понятно. Но меня поразила реакция взрослого человека. Сорвала и бросила – мило? Правильно? «Тома, ребенок – тоже цветочек. И его тоже надо правильно растить и воспитывать, – начал было учить сестру, так она даже обиделась…»

Не смог смолчать бывший педагог, всю жизнь сеявший разумное, доброе, вечное. Ведь по-другому, считает, следовало повести себя с девочкой. Сказать, что цветочки рвать не надо, они ведь красивые, растут себе и радуют глаз. Вернуться к этому разговору через время. Смотри, мол, Настенька, какие цветочки. Красиво у нас во дворе, правда? А если бы мы их сорвали, не было бы красоты. И цветочкам было бы больно, они бы просто завяли. А так можно всякий раз подойти и понюхать. Хорошо пахнут, да? Кроха наверняка прониклась бы этими словами. Вдобавок можно приучить ребенка ухаживать за цветами: класть семена в землю, поливать (возиться с леечкой и водой любому чаду в удовольствие). И тогда он обязательно поймет, сколько нужно вложить труда, чтобы вырастить цветок, и не потянется ручонкой, чтобы сорвать бутон забавы ради.

«Ребенок сорвал цветок, – тем временем размышляла обиженная Тамара. – Лучше, чтобы плакала, пойманная за руку? По мне, взрослым нужно беречь слезы детей, чтобы они пролили их на наших могилах. Мелочь какая – цветок! Это что – преступление века? Девочка просто познает окружающий мир…»

«Ребенок познает мир» – этой фразой и правда легко оправдать и загубленный цветок, и оторванные у бабочки крылья (а что, интересно посмотреть, как она после этого улетит), и замученного «чрезмерным вниманием» кота… А чем оправдать пассивное присутствие взрослого рядом? Может, все-таки следует использовать ситуацию и провести маленький урок добра (и экологии заодно)? А начать рекомендую с прочтения ребенку коротенького, но такого глубокого по смыслу стихотворения Тима Собакина: «Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если все: и я, и ты – если мы сорвем цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты – если мы сорвем цветы».

Текст: Наталья Турко

Предыдущая статья

Ультиматумам о всеобщей забастовке как информационная атака на бизнес. Кому это выгодно?