banner
Людмила Балыш
Редактор информационно аналитического отдела
Это наша общая история
08:20 31 Августа’22
У всех на слуху тема сноса памятников и борьба с собственной исторической памятью, которая захлестнула Запад. Тому пример Прибалтика, где в последнее время, как будто соревнуясь между собой, бывшие республики Советского Союза сносят памятные монументы.
В Эстонии убрали мемориальный танк Т-34 в Нарве, в Клайпеде (Литва) – памятник советским воинам. Совсем недавно к ним присоединилась Рига. Здесь спустя 78 лет после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков снесли памятник воинам-освободителям, отдавшим жизни за свободу Латвии.

Что это? Почему люди забывают уроки истории? Ведь эти монументы воздвигали их отцы в память своих отцов и дедов, своих родных и близких, не вернувшихся с фронтов Второй мировой или погибших на латвийской земле солдат. Представители со всех пятнадцати республик тогда, в далеком 1941-м, встали на защиту общей Родины – Советского Союза. Все они плечом к плечу воевали за общее дело.
Наверное, это все-таки не дело рук коренных жителей. Обычно потомки чтят память своих предков, поэтому и были возведены в свое время эти памятники. Как дань памяти защитникам, как благодарность за подвиг во имя будущих поколений. 

Для тех, кто ценит все хорошее, что было, это личная трагедия. Победа в 1945-м была совместной. Совместным было восстановление народного хозяйства после войны. Долгое время во всех республиках Союза вместе строили новые жилые районы, мосты, заводы и фабрики, памятники... Сейчас почему-то кое-кто утверждает, что все было неправильно.

Некоторые предлагают: раз уж пошла такая политика неприятия всего того, что было создано за годы существования СССР, уничтожить и стереть с лица земли и все социальные объекты, построенные тогда. 

Во времена СССР Латвия была знаменита своими торговыми марками. Вот, к примеру, предприятие «ВЭФ». Оно являлось передовым производителем электроники, радиоприемников, телефонов, станков, обеспечивая рабочими местами больше 14 тысяч человек на заводе в Риге и еще 6 тысяч – в остальной Латвии, и приносило прибыль 580 миллионов долларов в год. В середине 1990-х предприятие объявило о банкротстве. Сегодня на месте завода – торговый центр. 

В 1949 году построен завод «РАФ» (Рижская автобусная фабрика), который производил сначала автобусы, а затем микроавтобусы, которые использовались по всему СССР в качестве карет скорой помощи и маршрутных такси. В 1997 году производство на заводе было остановлено. По иронии судьбы последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.
Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2». Начиная с 1949 года РВЗ начал серийный выпуск знаменитых рижских трамваев МТВ-82. И то, и другое поставлялось по всем регионам СССР. За годы независимости в Латвии многократно сократились объемы производства на РВЗ. К 2001 году на заводе осталось меньше полутора сотен сотрудников (в советское время их было 6 тысяч).

Построенный еще в советские годы современный порт Вентспилс был главными западными морскими воротами Советского Союза. В 1960-х годах к нему из России был проложен нефтепровод для экспорта нефтепродуктов (а также для снабжения Латвии). Вентспилс и другие порты до сих пор продолжают приносить доход стране.

И это только некоторые примеры. Может, стоит остановиться и подумать: для кого выгодно дискредитировать все хорошее, что было? Ведь это было! Это наша общая история.

Текст: Людмила Балыш

Предыдущая статья

Состоялось августовское совещание педагогических работников