Кто виноват, скажи-ка, брат?
10:10
06 Ноября’18
В Керчи, как мы знаем, случилась страшная трагедия. 18-летний студент устроил стрельбу и взорвал самодельную бомбу в политехническом колледже. В результате погиб 21 человек, среди которых 16 студентов и 5 работников колледжа. Более 50 человек получили ранения, жизнь 10 из них находится под угрозой.
На вопрос, кем или «чем» был керченский стрелок, рано или поздно ответит следствие. Нам же всем этот случай предлагает задуматься: как такое вообще могло произойти? Где, на каком этапе воспитания, взросления была допущена та роковая ошибка, превратившая 18-летнего паренька в хладнокровного убийцу?
Мы тоже в детстве играли в войнушку. Бегали с деревянными и пластмассовыми пистолетами и автоматами по лугам и лесам, строили землянки и шалаши. Чаще всего наш противник был воображаемым, так как никто не хотел быть не за «наших».
А еще была школа с ее «Зарницами» и другими военизированными играми. И уроки начальной военной подготовки, на которых строгий, но справедливый военрук Иван Иванович мог дать подзатыльник, если ты вдруг случайно (или намеренно) направил ствол учебного оружия на одноклассника.
«Целиться в людей нельзя!» – такую установку нам всем давали с детства.
Потом была армия с ее далеко не детским оружием и многочисленные тренировки и инструктажи по соблюдению мер безопасности при проведении боевых стрельб. Многим моим сверстникам пришлось воевать в «горячих точках», но они не стали жестокими убийцами. С честью выполнив свой интернациональный долг, они вернулись к мирной жизни, создали семьи и своим детям также объясняли, что нельзя даже в шутку целиться в человека.
Кто оказал такое фатальное влияние на молодого человека? Ведь это была не спонтанная драка на перемене, а заранее спланированное преступление. Парень получил разрешение на оружие, купил его. Пользуясь инструкциями в интернете, изготовил несколько самодельных взрывных устройств и со всем этим пришел в колледж, чтобы наказать своих обидчиков.
И вот здесь всплывает ключевое слово – интернет. Да, это, несомненно, одно из величайших достижений человечества, но оно несет в себе потенциальную угрозу. И дело не в том, что там можно найти инструкции по изготовлению самодельной бомбы. В моем детстве не было ни компьютеров, ни интернета, но любой нормальный мальчишка знал, как сделать элементарный взрывпакет.
Беда в том, что очень часто современные родители перекладывают на интернет свои обязанности по воспитанию детей. А что, ведь это так удобно – включил ребенку компьютер или телевизор и можешь спокойно сидеть пару часов в своем смартфоне. Многих даже не интересует, где, на каких сайтах бывают их дети, какие передачи смотрят.
Эту трагедию будут еще долго обсуждать: в соцсетях, в прессе, на телевидении. В ней есть сторона, на которую взрослые перестали обращать внимание. Или почти перестали: погружение подростков в виртуальную жизнь уводит их от реальных ценностей, заставляет и реальные действия, и события воспринимать как виртуальные.
«Нельзя наводить на человека даже игрушечный пистолет», – говорили раньше ребенку. «Он же игрушечный, и в нем нет патронов», – пытался оправдаться мальчик. «Нельзя. Нельзя этого делать даже с игрушечным пистолетом».
Говорите ли вы так своим детям? Или они по-прежнему за компьютером играют в «стрелялку», где никто не скажет, что нельзя целиться в человека?