banner

На границе солнце светит ярко

28 Мая’18
3782

На границе солнце светит ярко

В жару и стужу, днем и ночью, вне зависимости от погодных условий пограничный наряд осматривает контрольно-следовую полосу. Ведь у нарушителей границы понятия «сезонности» нет.

 

Самые сильные впечатления человек выносит из своего детства. Эти впечатления он проносит через всю свою жизнь. Для меня, родившегося за Байкалом, за тысячи километров от Беларуси, граница всегда была тем местом, где «тучи ходят хмуро» и «край суровый тишиной объят».


С тех пор прошло немало лет. Уже давным-давно я знаю, что часовые Родины, это не стоящие на берегах Амура огромные башни с часами (именно так я их себе представлял в детстве, ключевым словом были часы), а обычные белорусские парни, которые по зову сердца или по призыву военкомата охраняют наши границы, наш с вами покой и сон.


Для того чтобы встретиться с ними, накануне их профессионального праздника – Дня пограничника –  я и отправился на 11-ю пограничную заставу «Рыболы».

 

Кроме автомата Калашникова в комплект вооружения каждого пограничного наряда, заступающего на охрану государственной границы, входят специальный сигнальный пистолет Шпагина, наручники, компас, индивидуальный перевязочный пакет, бинокль, в ночное время – прибор ночного видения.

 

При подъезде к заставе поражает тишина. Периметр окружен лесом, поют птицы. Кажется, что перед тобой какой-то лесной санаторий, а не боевая единица Гродненской пограничной группы. Но это впечатление сразу рассеивается, когда видишь неподалеку шагающего в полной экипировке часового, вооруженного автоматом.

 

За истекший период 2018 года на участке Гродненской пограничной группы пресечено 17 попыток нарушения границы, задержано 28 нарушителей государственной границы. Изъято товарно-материальных ценностей на общую сумму 225 882 рубля. Также изъято 17 единиц оружия и 512 боеприпасов.

 

Двухэтажное здание в центре заставы совмещает в себе функции штаба, казармы, столовой, библиотеки, клуба и оружейной. Жилую комнату занимают сержанты и солдаты-срочники. Офицеры и прапорщики с семьями живут в доме офицерского состава неподалеку.

 


О моем приезде на заставе знали заранее. Оно и понятно: застава – это не то место, куда можно нагрянуть нежданно и без предупреждения.


В этом совсем недавно смог убедиться 45-летний гражданин Польши, который попытался незаконно пересечь границу из Польши в Беларусь вне установленных пунктов пропуска.  Мужчина за рулем автомобиля протаранил шлагбаум Республики Польша и на большой скорости направился дальше. В 500 метрах от линии границы (в пограничной полосе) он был задержан тревожной группой 11-й заставы.


На крыльце меня встретил начальник заставы Роман Лощанов. Заставу он принял совсем недавно, но на границе старший лейтенант далеко не новичок, успел послужить заместителем начальника на 15-й и 5-й заставах.


Роман Николаевич рассказал об особенностях службы в рядах пограничников:

 

 


Не смотрите, что здесь так немноголюдно. На пограничной заставе у каждого военнослужащего свой личный распорядок. Одни несут службу, другие отдыхают, третьи готовятся к наряду. У всех все строго расписано. Охрана границы – не менее 7 часов в сутки. Сон – не менее 8 часов. Раз в неделю – день отдыха. Можно поиграть в шашки или шахматы, почитать, заняться спортом, поспать.


Пограничники, которые служат на заставах, не ходят в увольнения (в этом тоже особенность службы), но в отпуск ездят. И к ним на заставу в гости могут приехать родственники.

 

Дежурный по заставе

 

 

 

 

Центральный нервный узел заставы – дежурное помещение. Сюда стекается вся оперативная информация с границы. Здесь на связи с нарядами постоянно находится сотрудник. Его обязанность – фиксировать все доклады, в случае необходимости координировать действия.


Сегодня дежурный по заставе – рядовой Артем Василенко. Родом он из соседнего с нами Волковыска, но близость к дому его ничуть не расслабляет.


На границе мелочей нет. Упавшее дерево или сломанная ветка, звериный след, обнаруженный нарядом, обязательно вносятся в специальный журнал. Если надо, на место выедут специалисты: разобраться, само ли упало дерево возле КСП или кто-то специально ему помог, действительно ли вблизи границы пробежал лось или, быть может, это нарушитель сымитировал следы.

 

Служебные собаки

 

На заставе служат несколько собак, в основном – немецкие овчарки. На границу они попадают из Сморгонского кинологического центра, одного из крупнейших в Беларуси.

 

 


– Новых собак к нам привозят щенками, – вводит в курс дела кинолог Андрей Турунов. – Курс общей и специальной тренировки занимает около двух лет. Собак учат обыскивать местность, находить по запаху человека, выполнять команды, преодолевать препятствия и многому другому. Предела совершенству нет. Навыки животного нужно развивать постоянно.

 

 

 

На заставе используют собак двух видов – розыскную и сторожевую. Розыскная должна брать след, оставленный не менее 4 часов назад, сторожевая – не менее двух.

 

Городок

 

На территории погранзаставы есть участок, имитирующий госграницу, – городок пограничной службы. Он предназначен для подготовки солдат к несению службы в реальных условиях. Здесь военнослужащие отрабатывают практические навыки  по следопытству, поддержанию пограничного режима и т. д.

 
Участок представляет собой несколько рядов заграждений с колючей проволокой. Под ногами – специально вспаханный грунт, на котором хорошо заметны следы нарушителей.

 

 

 

Контрольно-следовая полоса (КСП) впервые появилась в Беларуси. Потом эту находку переняли на других участках границы огромного Советского Союза.
А идея такой полосы возникла случайно. В 1931 году военный фельдшер на территории современной Минской области, неподалеку от берега Немана, обнаружил на полосе вспаханной земли подозрительные следы. Благодаря его наблюдательности пограничники затем задержали двух контрабандистов.

 

– Да, служба на границе непроста, – подчеркивает заместитель начальника заставы по идеологической работе Дмитрий Заяц. – Она требует от военнослужащих определенных знаний, навыков и физической выносливости. Основная задача пограничников – задержать человека на подходе к границе. Нарушителем границы он станет, только когда ее пересечет. До этого он считается нарушителем пограничного режима или нарушителем режима госграницы, в зависимости от того, где его задержали.

 

 

Вид наряда – дозор

 

– На заставе ты чувствуешь большую ответственность, ведь мы в прямом смысле охраняем рубежи страны, – говорит рядовой Александр Морозов. Он вместе с ефрейтором Евгением Мешкевичем сегодня в дозоре на границе. Пограничники проверяют состояние сигнализационного комплекса, контрольно-следовой полосы. В случае повреждений или обнаружения следов людей заставу поднимут по тревоге.

 

 

Нередко сигнал поступает из-за животных, которые пытаются преодолеть заграждения на границе. На участке 11-й погранзаставы наиболее частыми «нарушителями» являются олени и козы.


Рядовой Александр Морозов родом с Могилевщины. Родился и вырос в городе Мстиславле. Там окончил школу и строительный колледж. До призыва в армию успел поработать на стройке. На заставе находится в должности инспектора-гранатометчика.


– Когда шел в военкомат, хотел попасть в элитные войска. Поэтому, когда узнал, что пойду в пограничники, обрадовался. Уже здесь, на заставе, я понял, что люди на гражданке очень мало знают о службе на границе.

 

Ефрейтор Евгений Мешкевич родом из Гродно, так что людей в зеленых фуражках видел с детства.  Да и отец Евгения в свое время отслужил срочную на границе.

 

 


До армии я успел получить профессию электромонтера и водительское удостоверение категорий «В» и «С». Ездить на заставе приходится много: и днем, и ночью, но служба на границе мне нравится. Здесь я узнал много из того, что вряд ли узнаешь на гражданке. Думаю, мои сверстники, те, кто не попал на границу, будут мне завидовать.

 

Если нарушитель пытается преодолеть заграждения на границе, срабатывает сигнализационная система. На участок, где произошла сработка, выезжает тревожная группа, в состав которой входят старший группы, водитель, кинолог и специалист по связи. Время на сборы тревожной группы – 3 минуты от поступления сигнала до момента выезда.

 

Когда я уезжал обратно в Свислочь, все так же светило теплое майское солнце, бежали по небу белые облака, неслышно шелестела на деревьях листва и пели в ветвях невидимые птицы. А на заставе, не замирая ни на секунду, шла ответственная работа под названием ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ!

 

Игорь БОЯРКИН.

Фото автора.

 

 

Предыдущая статья

Собираем ребенка в лагерь